Студент посоветовал сайт и книжки некоего Андрея Викторовича Столярова (
викиреальность). Вроде бы, довольно известная личность, российский ученый, преподаватель, программист, автор книг в области ИТ (информационных технологий). Я почему-то про этого автора ничего не знал (вроде, краем уха что-то слышал, но в те моменты не заинтересовался этой информацией), хотя у нас, как выяснилось, очень сходные области интересов.
Конкретно мне посоветовали трехтомник «Программирование: введение в профессию». Второе и, как я понял, пока что самое свежее (вышло в 2021 году) издание. Эти три тома доступны для загрузки на свой компьютер бесплатно, их можно получить с сайта автора (там есть и другие книги автора) в трех файлах формата PDF:
http://www.stolyarov.info/books/programming_intro/e2 Быстро просмотрел содержание. Много тем, которые меня интересуют. Языки программирования Паскаль, Си, C++, ассемблер. Операционные системы. Компьютерные сети. И так далее. Начал читать первый том.
Судя по сайту и предисловиям к книгам, автор - человек с тараканами в голове. Например, его сайт сделан по древним технологиям в неудобном для чтения дизайне, автор ратует за браузеры с отключенным JavaScript, он написал смешную статью о том, что социальные сети - это вовсе не сети и тому подобное. Я, естественно, не хочу его обидеть, так как у всех есть свои тараканы, и я сам - не исключение. Но предупреждаю, что автор - чудаковат и любит пографоманить (у меня когда-то был свой сайт для публикации произведений авторов-любителей, там я насмотрелся на графоманов; в принципе, я сам - графоман). После прочтения постараюсь подробно написать о содержании трехтомника.
Из авторского предисловия к книжке понравилась такая цитата:
После головокружительной скорости, с которой создавался текст первых двух томов, работа над третьим пошла неожиданно медленно, не в последнюю очередь из-за долгого поиска правильной последовательности изложения, но также и в силу того, что часть материала оказалась за пределами моей области уверенных знаний, и пришлось некоторые вопросы внимательно изучать. Преподаватели вслед за Ричардом Фейнманом часто говорят: хочешь всерьез освоить предмет - прочитай по нему курс лекций. Сейчас я могу на основе собственного опыта заявить, что написать по предмету собственную книгу - это метод еще более надежный; в свое время я несколько лет читал лекции по операционным системам, но, несомненно, в ходе работы над книгой я о предмете узнал еще больше.
У меня недавно был разговор с коллегой по похожей теме. Я рассказал, как в прошлом году изучал игровой движок «Construct3», читая по нему курс лекций группе студентов. Через несколько месяцев после этого я уже смог действительно полноценно прочитать этот же курс еще трем группам одновременно (пары были в разные дни недели). Собеседник высказал мысль - а не должно ли преподавателю быть стыдно за то, что он использовал целую группу студентов для собственного обучения и тренировки (при этом, вероятно, не додав им нужного объема знаний и умений).
Мне по этому поводу ни капли не стыдно и я не считаю, что должно быть стыдно. Во-первых, одна из множества целей, ради которых я стал преподавателем - это обучение себя, приобретение новых знаний по интересным мне темам в интересных мне областях. (Понятно, что в преподаватели идут вовсе не ради денег.) Во-вторых, нужно понимать, почему я занялся вышеописанным - у администрации филиалов образовательных учреждений в провинции на самом деле нет выбора, никакой очереди в отдел кадров не существует. Дело обстоит так: либо курс прочитает специалист по близкой теме и приобретет нужную квалификацию, либо курс вообще никто читать не будет и учреждение, скорее всего, закроется. Зато теперь у филиала есть преподаватель нужного профиля.
Последнее (имею в виду закрытие), кстати, и произошло с целым рядом филиалов разных образовательных учреждений в Выборге, в том числе закрылся выборгский филиал СЗТУ (северо-западный технический университет), в котором я когда-то учился.
Теперь оказывается, что у меня в этом есть единомышленники (Столяров и Фейнман), которые тоже учили студентов, не обладая всей полнотой преподаваемых знаний и используя группы студентов для оттачивания своих знаний. Я, кстати, подозреваю, что «обладание всей полнотой знаний в предмете» в принципе невозможно: область информационных технологий постоянно меняется; преподаватель узнаёт новое чуть ли не с каждым уроком, с каждой прочтенной лекцией.