Сложности обучения школьников в компьютерной академии

Nov 05, 2023 02:28

Сначала - несколько уточнений. Речь идет об учениках начальных классов общеобразовательных школ. Я работаю преподавателем недавно и буду писать только о том, с чем столкнулся лично. В нашу академию ученики ходят учиться помимо учебы в общеобразовательной школе, что-то вроде дополнительных кружков. В этом посте я буду писать о сложностях именно в обучении, а не о других сложностях, каковых, естественно, довольно много в разных областях. В этом посте не будет о проблемах установления дисциплины на уроке, о проблемах общения с учениками и их родителями, о проблемах общения преподавателя с руководством академии и так далее.

В программе нашей академии есть много разных предметов, к которым есть методические пакеты. В эти пакеты входят документы с примерными планами того, чему нужно учить студентов. Обычно там довольно подробно описывается теория, описаны пошаговые руководства для работы с различными программами и веб-сервисами. Но некоторые вещи в этих методических пакетах упоминаются коротко, а на самих занятиях могут занять бо́льшую часть времени, отпущенного на урок. Именно такие вещи мне хочется описать в этом посте.

Кроме того, эти вещи (умения) студенты должны будут позже использовать постоянно. Если не проследить, чтобы каждый студент их усвоил, то проблемы с ними будут проявляться почти на каждом следующем уроке (программы обучения пишут так, что усвоенное на первых уроках используется на последующих уроках; обучение идет от простого на первых уроках к сложному на последующих уроках, при этом сложное состоит из простого, усвоенного на первых уроках).

Браузеры и веб-сервисы: путаница с приложениями в смартфонах

Сегодня все дети, которые приходят к нам в академию, имеют смартфоны и владеют приемами работы с ними (исключения бывают, но очень редко). А приемами работы на настольном компьютере владеют только единицы, у некоторых нет возможности работать с настольным компьютером у себя дома. Мы учим работать на настольных компьютерах, в нашей учебной аудитории каждый студент сидит за своим настольным компьютером.

Насколько я понимаю, переходя со смартфона на настольный компьютер, школьники путают приложения (программы) с сайтами в интернете. Насколько я понимаю, это из-за того, что на смартфонах удобнее установить приложение определенного сайта и работать с сайтом через это приложение, чем заходить на сайт в мобильном браузере.

На уроке имеет смысл поподробнее объяснить, что, во-первых, браузеры бывают разными, нужно показать примеры. Во-вторых, приходится объяснять, что, например, браузер «Google Chrome» - это не то же самое, что сайт «google.com», а браузер «Яндекс Браузер» - не то же самое, что сайт «ya.ru».

Следует объяснить, что для входа на любой сайт можно использовать любой браузер. Поначалу многие дети считают, что для входа на сайт «ya.ru» подходит только браузер «Яндекс Браузер», а для входа на сайт «google.com» подходит только браузер «Google Chrome» (та самая путаница с приложениями сайтов в смартфонах).

На каждом настольном компьютере в нашей учебной аудитории установлено по нескольку разных браузеров.

Представление о логине и пароле, сложности с регистрацией

Пожалуй, главная проблема при обучении школьников работе в интернете - научить их регистрации на разных сайтах и запоминанию логинов и паролей. Впрочем, у многих взрослых эта проблема вполне себе сохраняется.

Мы специально откидываем при обучении принципы безопасности, чтобы облегчить понимание, но это упрощение всё равно не помогает.

Сами компании, работающие в интернете, вносят в учебу студентов кучу путаницы и подкидывают миллион проблем. Например, с недавних пор стало непросто объяснить детям, что сайт «yandex.ru» - это на самом деле сайт сервиса «Дзен» (теперь принадлежащий компании «VK»), поэтому для получения «Яндекс ID» нужно переходить не на сайт «yandex.ru», а на сайт «ya.ru». Вообще, механизм регистрации аккаунта и/или входа на сайты «Яндекса» - один из самых плохо сделанных механизмов такого рода из тех, что я видел в интернете. Это кромешный ад и компании «Яндекс» имеет смысл просто уволить всех, кто им занимается, и набрать абсолютно новых людей, которые перепишут, нафиг, всё с нуля.

У нас сложность в том, что хоть в рамках каждой группы студентов каждый отдельный студент работает на своем компьютере, зато после ухода одной группы начинается обучение другой группы. Таким образом, на одном компьютере работает много студентов из разных групп.

Ребята после окончания занятия забывают (а многие и не считают нужным) выйти из своего аккаунта. В следующей группе студент начинает работать на этом же компьютере, при этом использует аккаунт студента из предыдущей группы. При этом многие начинающие осваивать работу в интернете искренне считают, что работают в своем аккаунте. Что влечет массовую потерю результатов начатых на уроке заданий и невозможность продолжить работу над этими заданиями у себя дома.

Регистрации на разных сайтах и работе со своими аккаунтами следовало бы посвятить отдельное занятие или даже несколько отдельных занятий. Но в нашей учебной программе отдельных занятий на это не выделено.

Что нужно объяснить в первую очередь

1. Регистрация и вход в аккаунт - это разные вещи. Многие студенты поначалу уверены, что при входе на веб-сервис нужно каждый раз регистрироваться. Многочисленная регистрация может повлечь бан от веб-сервиса, который посчитает вас мошенником, регистрирующим множество аккаунтов для неких мошеннических схем.

2. Процедуру регистрации нужно пройти только один раз. Вход в аккаунт можно совершать много раз. Путаницу в это вносят сотни известных сайтов с идиотским пользовательским интерфейсом, список которых, по-моему, возглавляют сайты компании «Яндекс». Хороший интерфейс главной страницы веб-сервиса, на мой взгляд, должен содержать две отдельные кнопки: «Вход» и «Регистрация». Примеры хорошего и плохого:

Хорошо, есть отдельные кнопки «Вход» и «Регистрация» (сайт «tinkercad.com»):



Плохо, очень трудно найти переход к регистрации аккаунта (сайты «Яндекса»):






Чего только ни напихано в эти меню от «Яндекса»! Нет только пункта «Регистрация». Кнопка «Регистрация» появляется только либо уже на странице результатов поиска, либо можно перейти к регистрации через «Яндекс Справку» (тут). При этом в первом случае регистрация начинается со ввода номера мобильного телефона, а во втором случае - со ввода данных анкеты (ФИО, логин, пароль и так далее).

3. Логин (он же «псевдоним» или «ник») нужно продумать и выбрать покороче и попонятнее, потому что позже логин может быть использован не только для входа на сайт веб-сервиса. Например, при регистрации адреса электронной почты логин является частью адреса электронной почты: логин@домен2.домен1. Кроме этого, читаемый короткий логин легче запомнить.

Поначалу ребята не придают значения логину. На первом уроке многие студенты заполнили поле логина, просто настучав куда попало на клавиатуре. В результате может получиться, например, такой логин: werdfcvhfgjkuloipfgd. Если это регистрация, скажем, адреса электронной почты, то адрес может получиться таким: werdfcvhfgjkuloipfgd@ya.ru. На следующих уроках такие ученики будут сначала десять минут вводить этот логин при входе на сайт веб-сервиса. После этого, к примеру, при попытке других студентов послать этому студенту электронное письмо они возьмут этот адрес и будут десять минут вводить его в поле получателя на сервисе электронной почты. Половину урока при этом можно смело вычеркивать, как прошедшую без особой пользы.

Уверенность в своей способности запомнить логины и пароли

Что нужно объяснить в первую очередь

1. До начала занятий студентам и родителям нужно объяснить, что на занятия следует приносить мобильные телефоны и блокноты (тетрадки) с ручкой для записей (или флэшки). Практически все студенты уверены, что, если ты работаешь на компьютере, то тетрадки и/или блокноты не нужны. Это может быть верно, если студент может где-то четко организовать свои записи без использования бумажных блокнотов и тетрадок с ручками. Однако, таких студентов очень мало, большинство постоянно забывает мобильные телефоны у себя дома, не может найти фотографии или записи с прошлого занятия в мобильном телефоне и так далее.

Если оставить это студентам под их ответственность, то на следующем занятии у вас больше половины учеников не сможет войти на сайт нужного веб-сервиса, чтобы начать работу.

Я рекомендую всем ученикам приносить мобильные телефоны с собой, кроме того брать блокноты или тетрадки с ручкой, а также флэшки. В блокноты прошу записывать URL-адрес веб-сервиса, логин и пароль к нему. Прошу фотографировать логин и пароль смартфоном.

2. Логин и пароль требуются разные для разных веб-сервисов, а веб-сервисов в обучении мы используем много. После первой регистрации на веб-сервисе (обычно это регистрация на каком-либо сервисе электронной почты) многие студенты считают, что полученные логин и пароль можно использовать на любом веб-сервисе. Следует разъяснить, что для каждого веб-сервиса нужно использовать разные логин и пароль. Все получаемые логины и пароли следует записывать в блокнот (тетрадь) и фотографировать смартфоном.

Сайты веб-сервисов, как сговорившись, вносят дополнительную путаницу: многие веб-сервисы предлагают вместо логина ввести адрес электронной почты. После этого студент начинает путать данный веб-сервис с веб-сервисом электронной почты, он вводит пароль электронной почты при входе в данный веб-сервис и наоборот. Вход не получается, работа останавливается.

Неумение хранить логины и пароли

Поначалу ребята записывают (фотографируют) только логин и пароль. После регистрации на нескольких веб-сервисах в блокноте (или на фотографиях в смартфоне) получается каша из логинов и паролей, записанных каракулями. Студенты не могут вспомнить какой логин и пароль к какому веб-сервису относятся.

Следует научить студентов записи логинов и паролей в таблицу из трех столбцов: адрес веб-сервиса, логин, пароль.

Ну и еще многие студенты на 100 % уверены, что могут запомнить свои логины и пароли. Верить этому не стоит, через неделю никто и ничего помнить не будет. Некоторые даже заявляют с честными глазами, что на прошлом уроке мы регистрацию вообще не проходили.

* * *

Тут описаны только некоторые проблемы, которые являются самой большой головной болью при обучении.

То, чему в основном уделяют внимание в учебниках и методических пакетах - приемы работы внутри различных веб-сервисов - в большинстве случаев оказывается не таким сложным для ребят, как перечисленные выше проблемы.

Кстати, есть интересная особенность в обучении, которую я подметил у детей (раньше я обучал только взрослых). Если взрослый человек обычно сначала думает, а потом совершает какое-то действие (нажимает на клавишу на клавиатуре, щелкает кнопкой мыши, нажимает на кнопку в интерфейсе какого-либо веб-сервиса и так далее), то дети сначала двадцать раз нажимают на разные кнопки, а только потом начинают думать.

Эта особенность, с одной стороны, помогает детям мгновенно освоиться в разных интуитивно понятных интерфейсах вроде интерфейса веб-программы 3D-моделирования «tinkercad.com» или в каких-нибудь играх. С другой стороны, эта особенность затрудняет обучение детей в программах со сложными приемами работы вроде, например, графических редакторов или конструкторов сайтов. Студент задает вопрос, и пока я успеваю на него ответить (несколько десятков секунд, может быть), он уже успел начеркать в графическом редакторе, создать несколько ненужных объектов и слоев и удалить нужные. Ему приходится сначала отменить то, что он «наделал» и только потом начинать делать то, что требуется. Приходится учить детей сначала слушать и думать, а только потом жать на кнопки (взрослые обычно это уже умеют).

Инструмент, Сайтостроение, Детское, Яндекс, Мобильное, Бизнес, Образование, Школа

Previous post Next post
Up