Знания, умения, навыки

Sep 29, 2023 18:51

Почерпнул интересную идею из обучающих материалов. Там сказано, что обучение состоит из получения студентом знаний, умений и навыков. Эту фразу я много раз слышал, но в этот раз мне впервые ее объяснили достаточно доходчиво.

Знания - это информация (сведения, данные) о предмете, полученная из учебников или от учителя. То есть получение знаний может происходить в результате чтения учебника, сайта или выслушивания теории от учителя.

Умение - освоенный студентом способ на практике выполнить определенную задачу. Приобрести умения можно на уроках в школе во время выполнения практических заданий.

Навык - способность выполения определенных задач, сформированная путём многих повторений и доведенная до автоматизма.

* * *

Прояснив для себя определения этих терминов, можно, наконец, понять, почему после школы ученик часто бывает не готов к поступлению в вуз, и почему выпускники вуза очень часто бывают не готовы сразу приступить к работе по своей специальности. (За что современные школы и вузы, а также преподаватели из них подвергаются массированной критике от граждан.)

Дело в том, что школьных часов (а тем более часов на обучение предмету в вузе) хватает только на попытку передать знания и обучить умениям.

Для выработки навыков требуется большое количество времени и огромная заинтересованность самого студента и его родителей в получении этих навыков.

Для примера возьмем обучение детей младших классов работе на компьютерной клавиатуре. Учитель может на уроке дать знания (как и куда подключить клавиатуру, раскладки, клавиши разделяются на определенные группы и так далее), может обучить определенным приемам работы (умения) на клавиатуре (как переключиться между разными раскладками, как набирать прописные и строчные буквы, как стереть набранный текст, как сохранить набранный текст и так далее).

Однако, учитель при всём желании не может на уроках сделать так, чтобы студенты получили навыки работы на клавиатуре. Например, чтобы овладеть навыком слепого метода печати на клавиатуре со скоростью 100-120 знаков в минуту, можно заниматься на клавиатурном тренажере каждый день (без выходных) в течение месяца по 1 часу в день. (Понятно, что у каждого скорость обучения своя, но я хотел указать какие-то примерные ориентиры. Указанным способом меня самого учили слепому методу печати с нуля.)

Учитель не может проследить, занимается ли ученик каждый день дома по 1 часу на клавиатурном тренажере (есть ли у него вообще компьютер дома). Приобретение навыков обычно не зависит от учителей (если, конечно, это не интернат, где ученики находятся круглосуточно под наблюдением учителя). Успешность приобретения навыков целиком зависит только от самого ученика и от его родителей.

Так как в основном самому ученику интереснее играть в игры, а родители обычно не в курсе насчет того, что такое навыки и как они приобретаются, получается ситуация, когда после школы ученик не может поступить в вуз, а выпускник вуза не может сразу начать работать по специальности. Причина: есть какие-никакие знания и умения, но нет навыков!

Обвинены в таком фиаско обычно оказываются школы, вузы и преподаватели, но не сами учащиеся и их родители.

Заключение

За что платят работодатели, чего они ожидают от выпускников вузов и различных курсов? Работодателям нужны люди, которые обладают знаниями, умениями и навыками, а не только знаниями и умениями, как оказывается в большинстве случаев. Именно поэтому выпускникам бывает сложно найти первую работу, а работодатели не могут найти людей на вакансии (желающих много, но у них не хватает навыков).

Обсуждение, Образование, Школа, Бизнес

Previous post Next post
Up