деконструктивизм

Jan 17, 2013 12:17


Деконструктивизм я трактую широко - как методологию целого ряда социально-гуманитарных направлений, а не только как школу литературной критики. Первоначально это была чисто философская рефлексия над языком и речью, предложенная французом Жаком Деррида. Он указывал на противоречивость всякого знака, условность отношений внутри знаковых систем, что ( Read more... )

историософия, постмодерн

Leave a comment

Comments 4

cobrina January 17 2013, 08:31:59 UTC
В духе размышлений Бергера и Лукмана об обществе как сконструированной реальности (вещах-значениях) развивается этнологический конструктивизм, заявивший о себе в знаменитом сборнике «Этнические группы и социальные границы» под редакцией норвежского антрополога Фредерика Барта (сборник по итогам конференции 1968 года, т.е., скорее всего, независимый от идей социального конструирования реальности). Здесь показывается, как этническая идентичность связана с распределением социальных практик между группами, какое значение имеют именно границы, как они преодолеваются в ходе человеческой деятельности. То есть предлагается взгляд на этносы как на конструируемые в ходе социальной практики вещи. Для этнологического конструктивизма важны не непрерывности (в духе: этнос - это устойчивая, исторически сложившаяся группа людей, обладающих общим языком, культурой, территорией проживания и т.п.), а границы, различения, а также идентификация как социальный процесс, обусловленный определенными обстоятельствами. Культурные различия актуализируются в ( ... )

Reply

ilya_yu January 17 2013, 13:36:42 UTC
Теорию этнологического конструктивизма не стоит считать технологией создания новых этносов; сам Фредерик Барт благополучно изучал пуштунов - и вопросами создания новых идентичностей, насколько я знаю, не занимался. Но те, кто этим занимаются, без сомнения, прекрасно знакомы с теорией. Теория поморского этноса же основана, скорее, на примордиальной этнологии - главного оппонента конструктивизма. Примордиализм-то как раз учит, что этносы не конструируются, а представляют собой чистую объективность. Но само "поморство", безусловно, является результатом конструирования. Т.е. поморы и другие новые этносы, конечно же, конструируются, но подаются как примордиальные.

Reply


komiunity January 18 2013, 19:34:17 UTC
такая круговерть, нет времени почитать такой интересный пост.
ед. что я усек - постмодерн также можно деконструировать, пересобрать ядро, получить уже нечто другое, но главное доказать, что постмодерн, обладающий самоотрицанием и скорее представляющим собой просто набор микросхем, им поглощенных и уничтоженных содержательно (уже симулякров), поддается некоему воздействию его разрушающему, тем более в условиях сохранения постмодерном безсодержательных заголовков - бери и пользуйся симулякром, потенциальной микросхемой, если тебе доступна её распайка и вообще воля к такой деятельности.
а еще можно собрать из нескольких симулякров, наделенных им присущим содержанием, один большой сложный живой проект

Reply

ilya_yu January 18 2013, 20:04:22 UTC
Не уверен, что правильно Вас понимаю. Я стремился показать, что постмодернизм - при его тотально-нигилистическом воздействии - взыскует, в действительности, некой подлинности. Что, помимо симулякров и деконструированных обломков, постмодернизм содержит в ядре "подлинность смерти". Вот эту мысль я пытаюсь провести. И увидеть какие-то подходы к осмыслению этой подлинности. Законченного понимания у меня, конечно, нет, но я полагаю, что на всех базовых концептах постмодерна лежит эта "печать" (не могу пока найти более точных слов) - печать небытия. А потому я пока не готов признать, что постмодерн предоставляет материал, пригодный для созидания. Для меня это очень сильное, наполовину интуитивное ощущение, которое возникло однажды при "живом контакте" с современным искусством в Европе - и это ощущение меня не покидает. Но я не исключаю, что можно предложить какие-то неожиданные пути социокультурной инженерии - и извлечь из путаницы постмодерна какие-то блистательные синтезы.

Reply


Leave a comment

Up