О том, что многим и без меня понятно. Однако Светлана Алексиевич получила Нобелевскую премию по литературе - и приходится это сказать. Большинство премий в области литературы тем или иным способом ангажированы. Мне сложно объяснить, почему именно Нобелевская премия пользуется таким вниманием общественности, ведь… Собственно, посмотрите список лауреатов. Процентов 30-40 имен ни о чем не говорят даже любителям чтения. Читали - да забыли. В список попал Уинстон Черчилль (выдающийся писатель, нечего сказать). В списке - Солженицын. Неловко теперь уже об этом говорить, но всем, кто хотел разобраться в вопросе (в том числе почитателям Солженицына), известно, что главная книга этого автора сплетена из слухов, домыслов, клеветы, пропаганды и откровенной лжи. О художественных достоинствах этого писателя мне сказать особенно нечего: достоинства есть, но они не так велики… Как у Льва Толстого, как у Горького, как у Андрея Платонова - не получавших «нобелевку». Как даже у Валентина Распутина (который далеко не Платонов, но рядом с Солженицыным выглядит более чем достойно) - не получавшего «нобелевку».
Пастернак и Бродский получили - прекрасно. А Ахматова и Заболоцкий - нет. А Маяковский или Есенин и не могли бы получить. Хотя по Гамбургскому счету… будем считать, что все они достойны. Борхес Нобелевки не имел; Мисима трижды номинировался - и не получил (неужели Солженицын и Черчилль достойнее?); самый, вероятно, влиятельный писатель XX века Лу Сюнь (Лу Синь) не имел Нобелевской премии, хотя перевернул литературу на самом распространенном языке мира. Я, однако, не хочу сказать, что лауреаты Киплинг, Метерлинк, Фолкнер и Жозе Сарамаго недостойны считаться классиками литературы. И Бунин, и Шолохов - великие писатели. Но…
Ни одному русскому писателю премия не вручалась без политического обоснования. Историю Пастернака слило само ЦРУ. С самого образования СССР шли разговоры, кому бы из русских политических эмигрантов вручить «нобелевку» - слава богу, выбор пал на великого Бунина, а мог ведь на какого-нибудь пособника фашистов пасть (впрочем, Нобелевский комитет в этом духе тоже ошибался: есть в списке лауреатов авторы, сочувствовавшие абсолютному историческому злу). Понятно, почему Шолохов - за жестокую правду о Гражданской. Кстати, спасибо Шолохову за эту правду: она куда более сурова, чем все антисоветские фэнтези Сванидзе. Посмотрите, как отработал свою «нобелевку» Бродский - вспомните его нобелевскую речь: поэту нужно было хорошенько проклеймить советский строй, а потом уже со вкусом перейти к размышлениям об онтологии языка а-ля Хайдеггер. В общем, не служила эта премия делу мира. Служила она войне - холодной войне.
Алексиевич… Как и большинство русских читателей, я всего более ценю её книжку «У войны не женское лицо». Это любопытная книга. Больше и сказать нечего. В сообществе профессиональных кинокритиков давно известно, что самыми фальшивыми бывают именно документальные фильмы. Документалистика всегда лжет больше, чем игровое кино: последнее не притворяется кусочком попавшей в кадр жизни, а первое именно этим и притворяется. В «Северных элегиях» Анны Ахматовой - бездна правды: там поэт выражает то невыразимое, к чему он причастен. В записанных, смонтированных, подретушированных «голосах живых людей»… правда тоже есть, но - далеко не только правда. А по Гамбургскому счету… Ахматова премию не получала - и навсегда останется великим поэтом. Черчилль получил - поздравим англичан с таким классиком литературы. А белорусов поздравим с классиком Алексиевич.
А я пошел перечитывать Льва Толстого.
P.S. Чем-то неумалимо напоминает новоиспеченный классик бабушку Лию Ахеджакову. Её пробандеровские заявления на волне внимания к этой персоне подтверждают: премия есть дар холодной войны, который надо отрабатывать. Для писателя, сделавшего себе славу среди русских читателей на памяти о Великой Отечественной, облизывание бандеровской хунты будет стоить многого. Писатели платят за свою низость очень дорого.