Кино обязано воспитывать зрителя

Dec 15, 2013 04:00

В ответ на комментарий к рецензии на фильм "Самый лучший папа".

"искусство для миллионов и миллиардов деградирует."

Оно деградирует не потому, что рассчитано на массы, а потому, что эксплуатирует низменные инстинкты масс в погоне за длинным долларом и теперь уже рублём. Это, на мой взгляд, чистой воды капиталистическая идеология, её негативные черты. Дело в том, что главная задача искусства при капитализме - давать второе блюдо из известного бизнес-ланча "хлеба и зрелищ" всем трудящимся массам. Это способствует сдерживанию любых попыток познать и понять окружающую жизнь, обнаружить в ней некоторые мелкие и крупные недочёты и попробовать их исправить. Массовое отупляющее кино, открытым текстом навязывающее базовые западные ценности (семья, личный успех и патриотизм), держит в управляемом состоянии десятки миллионов людей.

Кстати, последние российские фильмы снимаются практически с соблюдением всех голливудских законов кино. Всё сделано по шаблонам идеально, а кино получается - говно. А ответ очень простой: в этом российском кино по понятным причинам отсутствует пропаганда западных базовых ценностей, а своего набора базовых ценностей у нас за 25 лет так и не придумали. Это получается такой "Франкенштейн", вроде - всё на месте, а души нет. Вот и получаются такие мёртворождённые выкидыши, как "Сталинград".

Может ли массовое кино не опускаться до эксплуатации низменных инстинктов человека, а наоборот - способствовать духовному росту массового зрителя и при этом оставаться массовым? На мой взгляд, не только может, но и обязано. Более того, мы все прекрасно знаем такие примеры. Это не только комедийные и чисто развлекательные фильмы, как ленты Гайдая, Рязанова или Захарова, но и драмы вроде "Они сражались за Родину", "В бой идут одни старики", "Иди и смотри", "Белый Бим чёрное ухо", "Вам и не снилось", масса примеров, но и даже сериалы - от Штирлица и Шерлока Холмса до монументальных "Вечный зов" и "Тени исчезают в полдень", и этот список можно долго продолжать. Это было массовое кино, десятки миллионов зрителей в кинотеатрах и ещё больше - при показах по ТВ.

Вот к этому и нужно возвращаться. Такое массовое кино не только полезно - оно до сих пор, несмотря на многолетнее вытравливание нашей традиционной ментальности, востребовано огромным числом людей, причём - не только среднего возраста, но и молодых, не заставших советское время. Пример тому - уникальный проект, стартовавший летом этого года. Начались съёмки фильма "Двадцать восемь панфиловцев", который уже получил неофициальное название "народное кино". Абсолютно все средства на создание фильма собираются самими будущими зрителями. И на данный момент уже собрано более 12% от бюджета. Таким образом сам зритель заявляет: мне нужно честное, профессиональное и патриотическое кино, чтобы я снова смог гордиться своими предками и их подвигами, чтобы снова почувствовать, что я - не тупое быдло, а потомок героического поколения, и в своей жизни я должен не посрамить память отцов.

И - да, "Двадцать восемь панфиловцев" - это тоже миф, созданный искусственно в годы войны. Но какая же пропасть лежит между тем, на чём был создан миф о панфиловцах, и на чём - миф о Кайле из "Самого лучшего папы"! Кстати, проблема мифологизации поднималась в кино и в советское время. Одним из лучших фильмов, на мой взгляд, является "Остановился поезд", снятый в 1982 году Вадимом Абдрашитовым. Очень подробно показано, как халатность и непрофессионализм превращаются в миф о героях.

образование, кино, общество

Previous post Next post
Up