Доказательство неизбежности коммунизма

Apr 05, 2020 06:36



Вторая редакция статьи, исправленная и дополненная на основе справедливой критики в комментариях.

Неизбежность смены капитализма на более прогрессивную формацию, получившую название коммунизм, спрогнозировали Маркс, Энгельс и их последователи. Пришли к этому выводу марксисты не просто помечтав о том, каким должно быть человеческое общество будущего - такой прогноз они сделали после подробного изучения всей истории развития человечества, начиная с первобытно-общинного строя и до наших дней. Рассмотрев исторические аспекты и проанализировав современность, они смогли определить вектор дальнейшего развития человеческого общества.

Это, в общем, вполне простой и логичный вывод, но чтобы его понять, осознать, требуется ознакомиться хотя бы с основополагающими трудами марксистов, а это даже в самом кратком варианте довольно большой объём литературы. Такая ситуация приводит к спорам о коммунизме, в которых нередко обе стороны имеют не совсем точное, а, иногда, и абсолютно неверное представление о том, что же такое коммунизм и почему он обязательно придёт на смену капитализму. В данной статье я попробую максимально кратко изложить только общую картину, не углубляясь в детали, и постараюсь использовать исключительно простую и понятную формальную логику.

БАЗОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВА

Для того, чтобы понять современный сложный мир, нужно определить базовые основы человеческого общества. И в первую очередь это материальность нашего существования. Мы - биологический вид, один из огромного множества на нашей планете и вне её. Для того, чтобы жить, нам нужна в первую очередь еда, дающая нам энергию. Без неё не будет ничего - ни науки, ни культуры, ни наскальной живописи, ни религии. Поэтому сразу нужно запомнить простую формулу: в основе всего лежит материальное, экономическое, а всё духовное, интеллектуальное, зависит от этой основы и не может без неё существовать. Главная задача духовной нашей сферы состоит в том, чтобы помогать развивать сферу материальную. Они взаимосвязаны и обе важны: без духовной сферы мы были бы такими же животными, как и все другие биологические виды, а без материальной сферы духовная просто не существовала бы.

Второй важный момент, который надо понять и запомнить - объективность всех процессов. Абсолютно всё, что происходит вокруг нас, а также и с нами, подчиняется строгим законам природы. Мы - часть природы, поэтому мы не можем нарушать её законы. Мы можем их только использовать. И эта объективность касается, в том числе, и общественной жизни, эволюции всего человеческого общества в целом. Другими словами, смены формаций, революции, кризисы, войны и прочие социальные катаклизмы происходят не потому, что кто-то так захотел - они являются закономерными результатами предыдущих событий. Именно поэтому очень важно чётко понимать причинно-следственные связи, что происходит и почему, что является причиной, а что - следствием.

Само собой, в человеческом обществе очень часто эти законы природы проявляются через персоналии: они принимают решения, выступают руководителями, направляют людские массы в том или ином направлении. Но надо чётко понимать, что эти персоналии появляются только там, где для них уже сложились соответствующие подходящие условия. Ленин бы не смог появиться в X веке и возглавить социалистическую революцию - в то время не было условий ни для социалистической революции, ни для появления человека с соответствующим багажом знаний.

РОЛЬ ТРУДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Итак, с самого раннего периода формирования человеческого общества в первую очередь шло обеспечение его членов едой, энергией. Поначалу этот процесс занимал абсолютно всё время бодрствования человека и занимались им все без исключения. Это было время собирательства и совместного добывания пищи. Собственно, ровно этим же самым занимаются сегодня все животные на планете. Но человек нашёл иной путь развития - он изобрёл труд.

Что такое труд? Это не просто какая-то работа, за которую платят зарплату. Труд - это осознанный процесс преобразования окружающей материи для удовлетворения своих потребностей. Труд человека состоит из нескольких этапов. Сначала человек изучает материальный объект, его свойства, затем он анализирует полученные данные, творчески их перерабатывает в некую идею и затем реализует эту идею, соответствующим образом изменяя материальный объект. Эти этапы соблюдаются в абсолютно любой сфере деятельности человека.

Труд дал нам одну очень важную, критически важную вещь - свободное время. Благодаря труду человек смог обеспечивать свои потребности быстрее, качественнее и в большем объёме. Появившееся свободное время человек использовал для более глубокого изучения окружающего мира и, как следствие, для ещё более эффективного обеспечения своих потребностей. Таким образом был запущен научно-технический прогресс. Отсюда можно сделать ещё один важный вывод: труд является естественной, врождённой потребностью человека. Человек не может не трудиться, иначе он не был бы человеком.

Здесь нужно обсудить ещё один важный момент. Почему человек не остановился в развитии, обеспечив себя всем необходимым? Ну, лежал бы себе на травке и отдыхал, раз еды в достатке. Но дело в том, что окружающий нас мир, во-первых, является агрессивным - мы вынуждены постоянно бороться за место под солнцем с другими биологическими видами и с неблагоприятными внешними условиями, а, во-вторых, мир не статичен, он постоянно изменяется. Отсюда проистекает наша главная задача, как биологического вида - если хотите, тот самый смысл жизни, который веками "ищут" поэты и философы - повышение выживаемости своего биологического вида в изменяющихся неблагоприятных внешних условиях. Именно эта задача лежит в основе абсолютно любой деятельности человека, от рождения детей до строительства межпланетных кораблей. Более того, даже труд появился в результате стремления к решению этой задачи, он стал главным инструментом в деле достижения этой цели.

ЭВОЛЮЦИЯ КАПИТАЛИЗМА

Научно-технический прогресс способствовал развитию как средств производства, так и производственных отношений. Постепенно, через рабовладельческий строй и феодализм, человеческое общество пришло к капитализму. Становление капитализма произошло по причине продолжающегося научно-технического прогресса - технологии производства стали настолько сложными, что потребовали организации массовых производств с сильным разделением труда на мельчайшие операции. И с этой задачей капитализм прекрасно справился. Именно благодаря капитализму человечество научилось производить благ много, дёшево и с высоким качеством. Но, само собой, на этом всё не остановилось - научно-технический прогресс продолжал и продолжает свой всё ускоряющийся бег в будущее. Автоматизация, компьютеризация, новые материалы, новые технологии - всё это привело на сегодняшний день к тому, что фактически абсолютно каждый человек на планете может получить все необходимые материальные блага на том уровне, чтобы уже не думать о том, как их раздобыть. Мы вплотную подошли к обществу изобилия. Но что теперь делает капитализм, ещё недавно бывший локомотивом, двигающим человеческое общество в будущее? В этих новых условиях капитализм превратился из локомотива в тормоз, мешающий дальнейшему развитию базиса.

Дело в том, что для того, чтобы капиталист начал развивать некое производство, он должен понимать, что получит с этого прибыль. Без прибыли вся затея теряет смысл. Но иметь прибыль можно только тогда, когда на блага есть спрос, или, другими словами, когда производимых благ не хватает на всех, когда есть дефицит. Как только количество производимых благ становится равным количеству потребителей, цена падает до нуля - рынок полностью насыщен. Таким образом, полное насыщение рынка приводит к обрушению всей капиталистической системы, она теряет смысл. Естественно, капиталист всеми силами ищет способ, как такого насыщения избежать. Самое простое, что можно было сделать в тех условиях - расширять свой рынок, забирая его у других игроков. Таким образом капиталист избегает уравнивания количества производимых благ и их потребителей за счёт увеличения числа потребителей. Так начали рождаться монополии. Постепенно монополии выросли до размеров государств и начали расширяться дальше - в транснациональные и, в конце концов, в трансконтинентальные корпорации. Этот процесс очень хорошо разобрал по полочкам Ленин в своей работе "Империализм, как высшая стадия капитализма" чуть больше ста лет назад.

Естественно, в связи с ограниченностью размеров планеты и количества проживающих на ней людей, расширение монопольных рынков не может продолжаться вечно. Поэтому в XX веке капитализм продолжил искать способы избежать насыщения рынка. Из наиболее заметных можно отметить, например, создание искусственного дефицита - когда капиталисту выгоднее уничтожить часть произведённых благ (или снизить объёмы производства), чтобы сохранить спрос на оставшуюся часть. Ещё один способ - создавать искусственный спрос, за счёт маркетинга заставляя потребителей менять вещи чаще, лишь чуть изменяя предыдущую модель. И, конечно, нельзя не отметить способ, когда производимые блага целенаправленно имеют всё более короткий срок службы, чтобы потребители чаще шли за новыми покупками. Но в общем и целом у всей этой ситуации есть одно негативное для человеческого общества свойство: в угоду личного благосостояния отдельных представителей человечества ограниченные ресурсы планеты всё нарастающими темпами перемалываются в мусор, отходы, которые создают дополнительные проблемы опять же для всего общества в целом. Естественно, долго такая ситуация продолжаться не может - человеческое общество перейдёт к более рациональным и экономически выгодным способам производства и потребления благ. Учитывая, что уже сегодня всевозможные способы по продлению жизни капитализма всё чаще дают сбои, можно уверенно предположить, что переход не заставит себя ждать. А это означает неизбежную смену капитализма на другую общественно-экономическую формацию, которая будет работать по другим экономическим законам.

ПРИЗНАКИ СТАНОВЛЕНИЯ НОВОЙ ФОРМАЦИИ

И определённые признаки новой формации уже можно наблюдать в окружающей жизни. Так, например, сегодня очень активно перестраивается психология потребителей - они уже не покупают персональные автомобили, а переходят к каршерингу, не приобретают жильё в личное владение, а арендуют его, не покупают катера и яхты, ранее служившие атрибутами исключительно немногочисленных миллионеров, а берут их в чартер, на время. Да, пока все эти предметы потребления находятся в частных руках компаний, но при этом факт остаётся фактом: люди от частного владения переходят к общественному пользованию. Просто потому, что это экономически более выгодно и эффективно: меньше тратится ресурсов, а доступ к пользованию благами получает большее число людей.

Не менее интересные изменения происходят и внутри всех этих транснациональных корпораций. Зачастую это гигантская компания, в которой десятки филиалов, сотни подразделений, выпускающих самую разную продукцию, и миллионы людей, занятых в этом сложном глобальном производственном процессе. Нередко одна и та же корпорация выпускает продукцию для одного и того же рынка, как, например, корпорация General Motors, которая управляет производством таких марок, как Buick, Cadillac, Chevrolet, GMC, Holden. Очевидно, что между этими брендами нет конкуренции, т.к. все они принадлежат одному хозяину. Но в таком случае получается, что эта огромная корпорация работает внутри себя не по принципам капиталистического рынка, а по принципам плановой экономики. Эти подразделения и эти бренды не конкурируют друг с другом, они работают сообща, помогая друг другу при необходимости, а распределение ресурсов осуществляется из единого центра в зависимости от потребностей подразделений.



Но, конечно, важнее всего то, что происходит с частной собственностью на средства производства - ведь это один из основополагающих признаков капитализма. Именно противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения продуктов труда является главным в капитализме с точки зрения марксизма. Средства производства - это все те сложные машины и станки, роботизированные производственные линии, задействованные для производства всех благ, которыми мы пользуемся. И эти средства производства также создаются обществом - коллективами учёных, инженеров, рабочих, программистов, они являются результатом труда всех этих людей. Но вот принадлежат эти средства производства не обществу, а отдельным представителям этого общества - капиталистам. Это позволяет капиталистам присваивать себе львиную долю прибавочной стоимости (говоря проще - прибыли), которую создают рабочие с помощью этих средств производства. И здесь мы также можем видеть коренные изменения, которые сигнализируют о процессе перехода к новой формации.

ОБОБЩЕСТВЛЕНИЕ СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА

На заре капитализма можно было легко определить, кто владелец средств производства. Заводы Форда принадлежали Форду и его пяти инвесторам, крупповские сталелитейные предприятия были собственностью Круппа и так далее. Но давайте вернёмся к уже упомянутой выше корпорации General Motors и посмотрим, кому она принадлежит. Это публичная компания, выпустившая около 1,5 млрд акций, которыми владеют почти полтысячи акционеров. Но эти акционеры - не отдельные люди. 35,5% принадлежит министерству финансов США, ещё 10,3% - объединённому профсоюзу рабочих автомобильной промышленности США, 9% - фонду Canada Gen Investments и так далее. Именно всевозможные фонды сегодня являются крупнейшими держателями львиной доли акций практически всех публичных компаний. В свою очередь, акционерами этих фондов выступают десятки и сотни фондов поменьше, которые, в свою очередь, существуют на средства сотен тысяч людей, отдавших свои деньги в управление этим самым фондам. И если всех их посчитать, то вдруг выяснится, что фактически собственниками транснациональных корпораций являются десятки и сотни миллионов людей - опосредованно, через многоступенчатую пирамиду фондов. И наивысшим уровнем является полная или частичная национализация компании государством - таким образом все жители этого государства становятся акционерами и, следовательно, владельцами средств производства, составляющих капитал корпорации.

Отчего же так произошло? Всё объясняется просто. В связи с тем, что капитализм сегодня вышел на уровень монополистического капитала, отдельный частный капиталист просто физически не может иметь столько личного богатства, чтобы приобрести на него все необходимые средства производства. Из-за этого сначала сами капиталисты начали объединять свои капиталы (вспомним пятерых инвесторов Форда), чтобы создавать достаточно крупные и конкурентноспособные предприятия, затем они начали поглощать друг друга (сколько брендов у General Motors?), а потом стали привлекать и средства всех желающих через выпуск акций и ценных бумаг. Другими словами, капиталисты приступили к обобществлению своих капиталов в погоне за транснациональными рынками. И это был абсолютно естественный, логичный шаг. Ведь сообща можно использовать имеющиеся средства гораздо эффективнее, чем порознь.

Таким образом, на сегодня мы видим, что:
- Средства производства постепенно обобществляются, вовлекая всё большее число людей в собственники;
- Внутри корпораций исчезает конкуренция между поглощёнными предприятиями, уступая место сотрудничеству и плановой экономике;
- Потребители постепенно отказываются от частного владения и переходят к общественному пользованию благами.

Но ведь это и есть самые явные признаки становления новой формации, того самого коммунизма. Конечно, всё это ещё очень далеко от реального обобществления, и до сих пор более высшие слои общества присваивают гораздо больше благ, чем остальные, но при этом тенденция наблюдается вполне явная, и она заключается в том, что общество постепенно переходит от частной собственности к общественной. Таким образом, мы не только доказали, что капитализм неизбежно уступит место более эффективной социально-экономической формации, мы даже обнаружили реальные признаки того, что процесс этой смены уже идёт. Сегодня, сейчас, в наши дни.

Таким образом, утверждение, сделанное в начале статьи, можно считать полностью доказанным. В заключении хотелось бы ответить на несколько заблуждений, существующих в отношении коммунистического общества, и нередко используемых в качестве аргумента в пользу невозможности становления такой формации.

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ О КОММУНИЗМЕ

Довольно часто объяснение несменяемости капитализма заключается в том, что, мол, человек несовершенен и его пороки неизбежно приводят к неравноправию, к стремлению к наживе и прочим негативным вещам, свойственным капитализму. Другими словами, капитализм якобы является естественной социально-экономической системой для человеческого общества. Но этот аргумент неверен просто потому, что базис первичен, и если экономические отношения становятся коммунистическими (а они, как мы видим, становятся), то и в социальной сфере всё изменится соответствующим образом. Если у всех есть равный доступ к благам, то автоматически исчезают такие понятия, как воровство, зависть, жадность. Они являются следствием несовершенства капиталистического общества, а не его причиной. Если вы можете просто пойти и взять в пользование ту вещь, которая вам нужна, не имеет смысла воровать её у другого человека. Это просто глупость. А если нет имущественного расслоения общества, то нет почвы и для таких социальных явлений, как наркомания, алкоголизм, проституция, а, следовательно, нет предпосылок и для криминала, с этими явлениями связанного. Говоря более научно, изменив базис, мы тем самым изменим и надстройку, ровно по тем принципам, что были открыты марксистами много лет назад.

Ещё можно услышать, что, мол, если при коммунизме будет достигнуто материальное изобилие, то жизнь остановится, т.к. исчезнет стимул, стремление к получению благ. Зачем что-то делать, если всё и так есть, и бесплатно? На самом деле ответ здесь тот же самый, что и в начале статьи - человек не может не трудиться, это его природная потребность. Труд - это то, что делает нас людьми. Мы не можем сидеть без дела, даже в карантине - мы обязательно найдём, чем заняться, будь это работа по дому или некая онлайновая активность. Вот ваш покорный слуга, например, решил наконец-то написать статью, которая планировалась очень давно. И это тоже труд. А вы, читая этот текст, также трудитесь - вы получаете и обрабатываете информацию. Более того, как только у человека появится больше свободного времени благодаря обеспечению своих базовых потребностей в полной мере, он займётся более важными задачами по освоению космоса, изучению законов природы, развитию науки - другими словами, преодоление изъянов капитализма позволит человеку ещё более эффективно решать вопросы повышения выживаемости своего вида - т.е. следовать своему смыслу жизни. Это будет действительно очень мощный рывок вперёд, когда всё население планеты будет использовать свой потенциал не на то, чтобы физически выживать, а на то, чтобы сделать новые научные открытия, технические изобретения или создать новые шедевры в искусстве.

В статье использована репродукция картины американского художника-футуриста Роберта МакКолла "Prologue and the Promise".

Прослушать аудиоверсию

коммунизм, политинформация, марксизм, капитализм

Previous post Next post
Up