Капитализм - тормоз НТП

Dec 07, 2015 20:48

Сегодня нередко возникают споры о том, почему в наше время научно-технический прогресс замедлился. Ведь если сравнить развитие технологий за последние 50 лет с периодом, например, начала XX века, то мы заметим, что мы фактически используем технологии, которые появились в мире именно тогда, в прошлом веке. Писатели-фантасты того времени представляли мир XXI века совсем по-другому - а они строили прогнозы исходя из темпов развития технологий своего времени, экстраполируя их на будущее. Так в чём же причина, что мы до сих пор не работаем на лунных или сатурнианских космических станциях, не перемещаемся на персональных летательных аппаратах с системой ноль-гравитации, не осваиваем океанские глубины? Для себя я выделяю следующие главные причины.

1. Рост аппетитов капитализма - проникновение коммерциализации во все сферы деятельности.
На мой взгляд, очень важное значение имеет мотивация. Если в науку приходит новая мотивация (вместо стремления двигать науку и расширять познания человечества об окружающем мире - желание заработать, получить грант, инвестиции, и т.д.), то соответственно меняются и цель, и процесс, и результат. Если цель - деньги, то процесс исследований меняет приоритет "научная истина" на "требуемые параметры". В результате получаем подтасовки в данных, толчение воды в научных работах, перестановку акцентов (например, сегодня модно любую научную работу связывать с борьбой с глобальным потеплением - тогда больше шансов получить финансирование проекта), следование сиюминутной выгоде, а не долговременным исследованиям.

И в этой связи пример СССР был весьма прогрессивным: развитие науки финансировалось государством (естественно - в приоритетных для государства направлениях), при этом важен был именно результат, а не быстрый возврат вложений. Кроме того, капиталист по определению может только эксплуатировать, но не создавать: его цель - не создание, а эксплуатация уже созданного с целью получения прибыли. Поэтому современные компании не двигают НТП на новую ступень, а лишь совершенствуют способы использования уже достигнутых прогрессом результатов.

2. Планомерное снижение уровня образования.
И здесь тоже рука капитализма явно прослеживается. Капиталист не заинтересован в повышении уровня образованности эксплуатируемых, ведь при повышении образованности автоматически повышается и уровень самосознания личности, а полученные знания позволяют критически оценить существующую жизнь и понять, где тебя, мягко говоря, обманывают. Кроме того, умный человек автоматически становится потенциальным конкурентом капиталиста, а ему это ни к чему совсем. Поэтому капиталист через своих марионеток во власти (а в капиталистическом мире власть - это менеджеры, обслуживающие интересы правящего класса) меняет систему образования, тем самым генерируя не созидателей, а потребителей. Это достигается, во-первых, разными уровнями образования (хорошее и дорогое - для элиты, упрощённое - для всех остальных), а также фрагментированием получаемых знаний (на что работает, например, ЕГЭ). Фрагментирование знаний (основанное не на комплексной картине мира, а на отдельных фактах) позволяет лишить человека возможности критически мыслить, он становится легко манипулируемым, т.к. навыков проверять получаемую информацию у него не выработано в процессе обучения.

Вот эти факторы, на мой взгляд, являются наиболее критическими. Именно они приводят к тому, что вместо движения вперёд общество топчется на месте, занимаясь эксплуатацией уже достигнутого. Как говорил Артур Кларк, "У нас была возможность полететь в космос. Но мы предпочитаем бросать птиц в свиней".

научно-технический прогресс, технологии, размышления, наука, капитализм

Previous post Next post
Up