Мир изменился. И не потому, что в Египте были убиты пассажиры российского самолёта, а в Париже произошла серия террористических актов с многочисленными жертвами. Это не начало, это локальные сражения уже идущей войны - войны с терроризмом. И мы все - участники этой войны, каждый из нас, хотим мы этого или нет. Это - не обычная война, где есть линия фронта, спокойные тылы и униформа, позволяющая чётко понять, кто враг, а кто друг. На этот раз война началась нигде и везде, и нельзя уверенно предсказать, где будет нанесён следующий удар. Но то, что он будет, нет никаких сомнений.
Впрочем, у этой современной войны есть и сходство с предыдущими, "традиционными". Как и в любой войне, есть инициаторы войны, преследующие свои цели, есть с обеих сторон и полководцы, отвечающие за тактику и стратегию, но также есть и солдаты, которые ничего не знают ни о целях инициаторов, ни о планах полководцев, а лишь видят перед собой врага и пытаются уничтожить его раньше, чем враг уничтожит самих солдат. С инициаторами разбираются политики, ведущие сложную и запутанную игру, призванную, как минимум, изменить планы зачинщиков, а как максимум - заставить их отказаться от своих планов. Полководцы также при деле - в их задачи входит противодействие вооружённым силам противника. А кто же солдаты? Нет, это не те воинские подразделения, что воюют против вооружённых террористических групп в ходе прямых боестолкновений. Это - часть тактики и стратегии. На самом деле рядовые солдаты - это все мы, вы и я.
Но наш враг не носит униформы и не ходит в атаку под своим флагом. Наш враг одет так же, как мы, и вот прямо сейчас может ехать с нами в одном вагоне метро, сидеть в одном концертном зале или лететь в самолёте на соседнем кресле. И его главное оружие - нет, не бомба или ядовитый газ. Его главное оружие - это наше безразличие, разобщённость, страх. Мы боимся потерять свою драгоценную жизнь, встав на пути террориста. Мы потеряли связь друг с другом, отгородившись в личном жизненном пространстве. Мы предпочитаем пройти мимо, убеждая себя, что нас это не касается. Но именно на это и рассчитывает террорист. Он выступает не против всех, а против каждого из нас персонально. И террорист подготовлен к войне, поэтому он сильнее каждого из нас по отдельности. Что же, получается, война уже проиграна?
Совсем нет. Мы можем и должны победить, хотя сделать это будет нелегко. Нам придётся вновь научиться не бояться за свою личную жизнь, пожертвовав ей при необходимости и тем самым спасти десятки и сотни жизней совершенно незнакомых нам людей. Нам придётся покинуть своё личное жизненное пространство, чтобы объединить усилия, сплотившись в единое целое. Нам придётся понять, что всё происходящее вокруг касается нас и только нас, даже если самолёт разбивается в далёкой египетской пустыне, а взрывы гремят на улицах Парижа, в котором нам не побывать никогда.
Что же конкретно нужно делать? В принципе, ничего сверхсложного. Если вы увидите что-то подозрительное или необычное, происходящее на улице или в помещении - не бойтесь поинтересоваться, что происходит. Если это обычные люди - всё разъяснится очень быстро. А если террористы - вы нарушите их планы. Если ситуация предполагает, что вы лично можете при этом пострадать - обратитесь в органы правопорядка. Или, если такой возможности нет, обратитесь за помощью к другим прохожим. Против группы интересующихся преступники действовать, как правило, боятся.
Познакомьтесь с соседями по этажу, если вы этого ещё не сделали. Это нетрудно, но значительно увеличивает шанс обнаружить подозрительных личностей, проживающих рядом с вами. Вообще, не стесняйтесь общаться даже с незнакомыми людьми в транспорте или на улице. Люди честные от такого общения, как правило, не уходят, а вот преступникам будет некомфортно - излишнее внимание их может спугнуть. Террорист очень хорошо себя чувствует в обществе, где каждый замкнут в себе, а вот в сплочённом обществе он сразу становится заметен. И так далее, и тому подобное.
Вы можете сказать, что это глупо и будет ставить вас или окружающих в неловкое положение, но вспомните, как ведут себя солдаты на фронте. Бегать зигзагами, пригибаясь к земле, ползать по-пластунски в грязи или обвешивать себя свежесрезанными ветками для маскировки - всё это в мирной жизни выглядит неуместно и, порой, смешно. Но на войне это позволяет сохранить себе жизнь. И сегодня вы уже на войне, поэтому все эти "странные" действия, описанные выше, выглядят совершенно уместно и, что важнее всего, позволят сохранить жизнь вам и вашим близким. Лучше быть смешным, но живым, чем серьёзным и мёртвым.