Оригинал взят у
vchunihin в
О некотором конфессиональном стереотипеСегодняшняя повседневность частенько подкидывает нам случаи для рассуждений об агрессивности ислама. В связи с этим, меня давно уже интересует одно многозначительное обстоятельство.
В традиционных спорах на эту тему почти всегда можно услышать некий разоблачительный аргумент.
Звучит он примерно так.
Ислам моложе христианства, и просто не успел ещё переболеть теми же детскими недугами, что были присущи и его более старшей (по возрасту) конфессии.
Христианство в своё время, время своей юности, было не менее агрессивным и жестоким, нежели сегодня ислам.
И вспоминаются обязательно по этому поводу крестовые походы, инквизиция, костры с горящими еретиками и прочие жестокости, присущие когда-то христианству.
Аргумент об инквизиции и крестовых походах упоминается в разговоре об экспансии ислама чуть ли не в каждом первом случае. В качестве некой аналогии.
И вот вопрос, который меня как раз и заинтересовал.
Почему, говоря о сравнении христианства по отношении к исламу, по умолчанию имеется обычно в виду католическая церковь с её походами и кострами?
Почему при этом забывается, что существует церковь православная, где НИЧЕГО ЭТОГО НЕ БЫЛО.
Одновременно вспомним, что это именно католическая церковь выделилась когда-то из общей христианской церкви, центр которой находился в Константинополе (будущем центре православия), а отнюдь не в Риме.
Я напоминаю об этом не ради того, чтобы помериться, кто первее, а ради того, чтобы напомнить, что православная церковь - это отнюдь не младшая и не очень значительная сестра церкви католической.
Так вот.
Именно в православной церкви не было никогда никакой инквизиции, не было костров со сжигаемыми еретиками. Православная церковь никогда не устраивала крестовых походов.
Более того, наоборот, именно против православных народов осуществлялся в своё время орденский натиск. Вспомним хотя бы Александра Невского.
Как раз само по себе существование православной церкви со всей её историей и доказывает, что подобный экспансионизм, подобная агрессия, как внутренняя, так и внешняя, христианству вовсе не присущи.
Именно история православной церкви доказывает, что дело здесь вовсе не в христианстве. Дело не в религии, а в агрессивности, экспансионизме европейской (вообще-то западно- и центральноевропейской) цивилизации. Который и наложился на дух и устремления церкви католической. Был привнесён извне, так сказать. Из вполне светских институтов.
Но даже здесь не затронул основ христианского вероучения. Вошёл с ними в очевидное противоречие, но не затронул.
Люди. Не забывайте об этом. Христианство как религия не имеет никакого отношения ни к кострам. Ни к крестовым походам.
А если вы помните только о них, то задумайтесь над тем, как ловко вам эту идею продали.