Или о типе "обыденного философствования", преимущественно захватившего блогосферу и распространяющего в ней.
У меня есть подозрение, что в отличие от далёкого прошлого, когда человек за ответом шёл к мудрецу или обращался к культурным текстам, настоящее российское обывательство характеризуется тем, что люди, имея вопрос или потребность включиться в
(
Read more... )
Мои б студенты ещё его почаще бы читали :) Я в большей мере для них его делал, а также для молодых коллег по работе :)
Теперь к сути. Мне то вот как раз и думается, что главная сложность и трудность в отличии зерен от плевел. Я как раз в этой заметке и в более поздней ( http://ilya-shevchenko.livejournal.com/24880.html ) пробую проблематизировать чтение. Все люди что-то читают. Но вот что вычитывают - вот это вопрос. Как читать так, чтобы суметь обнаружить содержание, которое автор хочет передать? Как это суметь взять?
Мне однажды довелось присутствовать при споре двух профессоров. Один (профессор философии) привел цитату Гегеля, истолковав её буквально здесь и сейчас пытался ею обосновать свою позицию. На что второй профессор (доктор права, философ права, методолог) ему, на мой взгляд очень удачно возразил. Он сказал примерно следующее: "Конечно, Гегель говорил это. Но ведь ещё нужно понимать, что до этого Гегель сказал вот это, потом то, что Вы процитировали, а после ещё и вот это. ОН ДРУГОЕ ИМЕЛ В ВИДУ! А Вы вырвали из всех контекстов цитату. Так делать нельзя. Более того, нужно учитывать культурно-исторические условия, в которых писал Гегель, историю самого Гегеля, контексы и много ещё чего".
Так вот, исходя из этого (плюс я ещё побовал немного касаться вопросов методологии юридической науки), мне думаетс, что вскрытие смыслов и содержаний, зашифрованных с знаки под названием буквы, словосочетания, предложения и т.д. - штука ой какая непростая. Люди же, вместо того, чтобы учиться читать и читать культурные тексты, идут в блоги и там ищут истину, находя подтверждения своим заблуждениям. Это хорошо, что в ЖЖ есть Вассерман, тексы которого вызыват доверие. Но много ль таких в ЖЖ? Отсюда я соглашусь с Павловским, что блоги в большинстве своём (не все, конечно), это рассадник невежества. В т.ч. потому, что мало кто умеет отдеять зерна от плевел.
Вот как-то так.
Reply
Простите, если выглядит поучением, я очень далека от педагогики и как научить думать вряд ли знаю сама.
Со своими детьми бы разобраться :)
Reply
Leave a comment