Утро третьего дня тура выдалось пасмурным. Несмотря на это, я проснулся довольно рано - на этот день была запланирована поездка в сьяновские каменоломни. Каменоломни - те же пещеры, но искусственного происхождения.
Что я знал об этих Сьянах до поездки (информация из Википедии):
Сья́ны (Сья́новские каменоло́мни) - подмосковная система искусственных пещер-каменоломен из группы Новленских пещер. Здесь добывался известняк для строительства «белокаменной» Москвы. Находится в районе станции Ленинская Павелецкого направления. Соседствует с системой Кисели.
Возникновение системы датируется предположительно XVII веком, а наиболее активная разработка велась во второй половине XIX века. В начале XX века выработки велись лишь отдельными крестьянами и полностью прекратились к 1917 г. В 60-е года стали популярным местом в среде катакомбщиков, но в 1974 году властями были засыпаны все входы в систему. В 1988 энтузиастами был вновь открыт вход «Кошачий лаз». В 2007 году вход был капитально отремонтирован силами обитателей Сьян.
По данным топосъёмки 2007 года общая протяжённость известных штреков составляет 18 850 м, что делает Сьяны самой крупной системой Московской области и 5-й по протяжённости в России. Однако и эта цифра не окончательная, так как в системе постоянно ведутся раскопки новых ходов и лазов, засыпанных еще во время разработки.
Сьяны - наиболее популярная из всех подмосковных систем. Здесь очень много как ориентиров и достопримечательностей, так и посетителей. По выходным в системе обычно находится не один десяток человек. Следствием столь высокой посещаемости стало большое количество мусора под землёй.
Температура: 7-10 °C
Относительная влажность: более 95 %
Радиационный фон (β и γ): не превышает нормы
Данные показатели являются постоянными и не меняются в зависимости от погоды или времени года.
Я специально ориентировался на будний день (это была пятница), чтобы посетителей в пещерах было гораздо меньше, и в итоге это оказалось очень мудрым решением.
Встретившись со своим проводником Дмитрием, мы поехали в Подмосковье.
Мы приехали в одну подмосковную деревеньку и первым делом пошли в местный магазин (название деревни и местоположение лаза я раскрывать не буду, поскольку проводник просил этого не делать, хотя в интернете все это довольно легко находится. Дело в том, что Сьяны, вообще говоря - абсолютно открытая для всех система, и в последнее время туда стало ходить много левых людей, которые просто скачали карту из интернета и отыскали вход "Кошачий лаз". После себя эти самоуверенные дегенераты оставляют до фига мусора, да и вообще - творят много всякой хуйни и беспредела под землей, в чем я смог потом убедиться. Поэтому запускать лишнюю инфу в сеть - вредно. Если уж Дроботенко смог отыскать мою статью про него - то всем остальным вообще труда не составит).
Домики в деревне, в основном, приличные - видно, что это место отдыха состоятельных москвичей. Местность довольно холмистая. Вот под теми домами впереди и пролегают каменоломни:
В магазине надо было закупиться самым необходимым - лампочками, батарейками и пивом для проводника. Вообще, источники света в этих пещерах - самое необходимое, что должно быть с собой. Это не крымские или кунгурские пещеры, где все сделано для туристов, и все освещено. Причем по правилам у каждого человека должно быть 2 независимых друг от друга источника света. У меня была лампочка на головной повязке и мобильный телефон. Закупившись, мы пошли ко входу в Сьяны.
Рядом протекает река. Виды довольно романтические:
Проводники - особые люди. У них существует целая культура со своими обычаями, байками, приколами и системой отношений. Главные ценности у проводников - спиртные напитки и батарейки от лампочек. Те, кто приходит в первый (второй, третий и т.д.) раз, называются "чайниками". Есть определенный ритуал их посвящения в спелестологи, о котором я расскажу ниже.
Кошачий лаз - труба, расположенная в небольшом сарайчике, вроде остановки:
Мы переоделись во все самое грязное, нацепили фонарики, проверили их, пообщались с другими проводниками и полезли вниз. Длина трубы - 5-6 метров. Внизу - полная темнота, сырость и тишина. Откуда-то сверху были еле-еле слышны голоса оставшихся там проводников.
Недалеко от входа располагается точка регистрации - надо вписываться в журнал. Делать это обязательно дважды - когда входишь и когда выходишь из системы. Это необходимо для учета посетителей (тех, кто не вышел, начинают искать):
От непривычки лазить по пещерам поначалу было довольно трудно, и я быстро выдохся, поскольку часто приходится либо куда-то ползти, либо идти, слегка согнувшись. В последнем случае становится гораздо легче, если убрать руки за спину, как ходят заключенные. Это одна из многочисленных тонкостей, которые мне там рассказали.
В Сьянах сильно развито творчество - это рисунки на камне, различные поделки, знаки и указатели. Почта Сьян:
Проходы называются штреками. Через них в начале века вывозили камень, в некоторых местах на камнях видны потертости от веревок, которыми тащили повозки. Штреки ведут в гроты - это такие комнаты: то есть те, кто копали, уходили в сторону от штрека, выдалбливали камень, а потом вход в этот грот забутовывали (закрывали). Часть штреков тоже либо забутована, либо закрыта в результате обвалов. По слухам, таких штреков и гротов очень много, работа по их обнаружению ведется различными активистами до сих пор. Кроме того, есть мнение, что где-то есть подземный ход в систему Кисели, расположенную неподалеку. Система штреков в Сьянах очень запутанная, заблудиться довольно просто. Существует карта, она доступна в сети. Система Сьяны считается довольно безопасной в том плане, что из одной точки чаще всего существует больше одного выхода, и в случае обвала возможность выйти довольно велика (если, конечно, обвал не случится на тупиковом штреке). Стоит отметить, что такие случаи были.
Рисунков очень много. Некоторые из них являются уже довольно известными в своей среде:
Одно из культовых мест, обязательных для посещения во время прохождения т.н. "маршрута чайника" - Остановка Первого Вагона (отмечу, что основные точки системы для удобства имеют названия). Здесь пересекаются самые основные штреки системы, здесь всегда (в выходные дни) кто-то сидит и выпивает. Здесь проходят крупные вечеринки (встречи НГ и т.д.). Это, собственно, мой проводник Дмитрий:
ОПВ расположена на глубине 20 метров под землей. Данный факт вместе с этим плакатом, некогда находившемся на поверхности, очень и очень успокаивает:
Недалеко располагаются остатки сейсмостанции, работавшей здесь в советское время, т.н. "Железная дверь":
Существует много обжитых гротов. Они все именные, то есть за кем-то записаны. За лучшие гроты иногда идут целые войны. Кто-то живет в системе потому, что нравится (кайф в этом ловит), часть людей - потому что нет жилья в Москве (имеются ввиду не бомжи, а, в основном, приезжие студенты). Рекорд у моего проводника - 6 месяцев жизни в Сьянах. Вылезаешь на поверхность только купить в магазинчике еду и выпивку.
Гроты есть большие, есть поменьше. Оборудованы столики, сиденья, есть посуда и самодельные светильники:
Для сна чаще всего используются углубления в стенах, застеленные каким-нибудь плотным материалом:
Туалеты в пещерах тоже есть, причем их немало. Чтобы запах не портил всем жизнь, туалеты периодически обрабатывают нейтрализатором - той же хуйней, что и в биотуалетах. Но мое очень чуткое обоняния улавливало наличие сортира метров за 10. Вообще, там, под землей, запах - один из врагов, поскольку деваться ему вообще некуда: система не проветривается, поскольку выход из нее на данный момент один. Данная особенность системы используется в войнах за гроты и приколах над чайниками.
Вход в один из гротов:
Это я в одном из таких гротов. Прошу обратить внимание на вытаращенные глаза. Причина - в постоянной темноте, которая царит там:
Самое культовое место - т.н. Аристарх. Это такой главный фетиш Сьян:
В районе головы у Аристарха - настоящий человеческий череп, на который надет противогаз. Череп был когда-то найден в этих пещерах. Кому он принадлежит - неизвестно, но все считают, что это кто-то заблудился и не вышел. Злить Аристарха нельзя - иначе в это свою заброску (погружение в пещеры) жди беды. Проходя мимо Аристарха, надо обязательно оставить ему что-то ценное (монетки, батарейки, сигареты).
Я оставил 5 рублей, Дмитрий оставил сигарету. Потом, когда шли мимо, обнаружили, что 5 рублей исчезли (я специально запомнил, куда их положил).
Это так называемая "Щучка". Представляет собой узкий лаз длиной 15м. Такие узкие лазы называются в системе "шкурами". Каждый чайник в процессе посвящения должен проползти эту Щучку. Не знаю, понятно ли по фотографии, но высота этой Щучки - сантиметров 30:
Памятник чайнику. В смысле, не посуде, а неграмотному чуваку, не соблюдавшему правила поведения под землей, на которого упал камень (их называют "чемоданы"):
Эти правила, кстати сказать, просты. Основное - ничего не трогать, не спросив проводника. Есть в пещерах район, называемый "Штреки Смерти". Мы чуть-чуть в них зашли. Как сказал проводник, "тут лучше не дышать". Там очень сыро и скользко (рядом проходят подземные воды), с потолка вечно капает, да и по камням видно, что тут какая-то нездоровая хуйня, отличающаяся от остальных мест - все как-то неровно торчит. В частности, там есть т.н. стыковые камни. То есть, например, нависает над вами 4 огромных камня (каждый метров 5 в длину), а все четверо они могут сходится в одном камешке, который ненавязчиво торчит сверху. Такая хрень часто встречается, и проводник как-то сразу определял - камень этот стыковой или нет. Если камень стыковой, то при его извлечении (а бывает так, что они даже болтаются) произойдет обвал. Такие случаи в истории моего проводника тоже были (однажды какой-то чайник, идя сзади, неожиданно позвал его по имени и спросил, держа в руках небольшой камень: "А почему этот булыжник такой необычной формы?" - "А где ты его взял?" - "Да вот, на потолке висел". В таких случаях спасает то, что обвал происходит не мгновенно, а через несколько секунд).
Один из таких обвалившихся чемоданов:
Погибших в пещерах отпевают в собственной подземной церкви:
В пещерах много источников питьевой воды. Чаще всего она капает с потолка (сказывается наличие рядом подземных вод и реки), ее с помощью нехитрых приспособлений собирают и пьют. Вода хорошая, я пробовал:
Существуют такие вот огромные гроты с оборудованными шестами. Там проходят самые феерические мероприятия с привлечением большого количества девчонок:
Памятник гитаре:
Надпись, оставленная 3 июня 1988 года теми, кто вскрыл вход в Сьяны:
Т.н. "Глаза Системы". В углубление стены ставится зажженная свеча и отключаются фонарики. Издалека выглядит круто:
Здесь же, в гроте "Млечник", находится Маргарита - рисунок, сделанный лет 20 назад одним художником. Синяя краска появилась совсем недавно в результате вандальных действий всяких неизвестных мудаков:
В общей сложности мы провели под землей около 5 часов. Перед выходом сделали соответствующую надпись в журнале. По записям определили, что пока мы ходили по пещерам, из них вышло еще две группы, просто мы с ними не пересеклись:
На поверхности встретили остальных проводников. Тут началась вторая стадия посвящения:
Кроме того, что с меня стрясли 100 рублей "на всякие нужные нужды", меня еще угостили крутым пловом из котелка, маринованным луком и охуенной (без преувеличения) самогонкой из трехлитровой банки. Судя по тому, что от этой самогонки костер вспыхивал метра на 2 вверх, там было не менее 60 градусов. В ходе доверительных бесед проводники стали мне открывать всякие фишки их нелегкой работы. Любимое занятие у каждого из них - пошутить над своими чайниками (у них вообще довольно строго с этим: свой чайник и чужой чайник - это два разных чайника). От описания смысла некоторых приколов мне становилось нехорошо, но, как я понимаю, рассказывать о них я не вправе. А напоили меня там прилично:
В итоге, мой проводник остался там, а я поехал в Москву. Вез меня какой-то армянин по имени Арут, чей номер мобильного телефона до сих пор зачем-то хранится в моей адресной книге. Вроде бы я договаривался с ним о том, что как-нибудь приеду к нему в Армению в гости - подробности я уже плохо помню, прямо скажем.