Приветствуем вас, Друзья!
На Новый Год нам удалось отправиться в Гудаури, благодаря
клубу активного отдыха КАТУХА. Но ещё раньше, в середине весны, изучая интернет на предмет путешествий по Грузии, мы обнаружили такое интересное место как Бакуриани, что в 30 км от Боржоми. И не раздумывая приобрели билеты на самолёт лоукостера Wizzair из Донецка (Украина) в Кутаиси (Грузия). Да ещё и попав на акцию, когда приобретая билеты на весь ближайший сезон, провоз горнолыжного снаряжения был бесплатным. Время путешествия определилось само собой. Давно хотелось отметить День рождения в Горах!:) Билеты куплены, оставалось дождаться февраля и в путь. Помимо отдыха, нами была проведена разведка данного горнолыжного курорта, с планами на будущее. Хочется всю эту красоту показать всем своим друзьям и знакомым, а так же участникам клуба katuha.org
Вещи собраны, трансфер Ростов-на-Дону - Донецк заказан,
лыжы упакованы, фотокамера на изготове!
Выехали из города на микроавтобусе, в котором было всего 4 пассажира на 8 мест. Лыжи ехали с большим комфортом;)
Пересекли границу России и Украины. Заняло это не более 20 минут. Прибыли в аэропорт города Донецка с запасом по времени до начала регистрации 2,5 часа. Вылет в 6:40 утра, можно подремать, а можно осмотреть аэровокзал имени Прокофьева.
Регистрация прошла по рассписанию, посадка в самолёт тоже, но вот сам вылет задержали из-за обледенения на 15 минут. Весь полёт прошёл в полудрёме. Приземлились в Кутаиси, прошли паспортный контроль, забрали вещи и направились к выходу.
День 1-й. Акклиматизация.
Встретил нас Каха со своим автомобилем. Встреча была запоминающаяся.... Выходите вы в зал прилёта, а там люди, встречающие и видите колоритного грузина с табличкой, на которой написано ваше имя и место пребывания. Такого у нас еще не было;) Отличная встреча, потрясающий трансфер. Бесо и Каха из Кутаиси, вам огромное спасибо!
Грузия нас встретила солнечной и тёплой погодой, особенно в Кутаиси, где была просто весна и никакого намёка на снег.
До Бакуриани ехать около 2-2,5 часов. Добрались с ветерком. В целом, весь путь от выхода из квартиры в Ростове и до заселения в гестхаус занял у нас 14 часов. Вот такой дом открылся нашему взору. В дальнейшем мы частенько валялись в замечательном гамаке, прямо во дворе.
На пороге дома встретил нас хозяин Миша. Очень приятный, молодой грузин. Дом ему достался от прадеда. Он его привёл в порядок и сделал гостевой дом. Внутреннее убранство в большенстве заполнено различными старинными вещами, эдакий музей. В котором всё можно потрогать руками:)
Сегодня первый день пребывания в Сакартвело. День приезда я всегда называю: "днём акклиматизации". Через час нас уже накормили обедом, потом отдых и осмотр окресностей. Не успели мы отойти от обеда, как нам предлагают ужин:) Кормят в Грузии на УРА! В стоимость проживания сразу входит 3-х разовое питание. Завтрак, обычно с 9 до 10 утра. Обед/ланч - после 16 часов и ужин с 20 до 21. Время примерное, ибо это гестхаус и накормить могли в любое, по желанию гостя, время.
Прогулялись, осмотрелись...
День 2-й. КАТУХА. Дидвели.
Второй день пребывания в Грузии. Кормят в гестхаусе так, что… Я б даже сказал так - закармливают. Нам на двоих подают столько, что запросто 4-5х можно было от пуза накормить:) Очень приятные и душевные хозяева. Продолжаем удивляться грузинскому гостеприимству.
Сегодня весь день катались на лыжах в Дидвели. Это новый комплекс в Бакуриани. Три очереди. Первая - гондольного типа Допельмаер, вторая - 4-х местные кресла Допельмаер с закрывающимся капюшоном от ветра. И третья - кабинка рельсового фуникулера. К сожалению он не работал.
Здесь раздолье для тех кто любит выглаженные и ухоженные трассы, всё отратрачено. Скорость и только скорость. Вариантов спусков не много. Внетрассовое катание здесь исключено, хотя возможно при более сильных и продолжительных снегопадах.
Место хорошо подходит для семейного отдыха, освоения горных лыж и отработки навыков прохождения трасс на скорость. Все трассы FIS сертифицированы.
Цена скипасса на день 600 руб. Один подъём - 60 руб. По мимо канатных дорог и фуникулера есть бугель, прямо вдоль слаломной трассы.
День 3-й. Катание на горе Кохта.
Третий день нас принимает Сакартвело! Сегодня для разведки была выбрана гора Кохта, если перевести то гора Прекрасная. Также это место обозначают как Кохта - 1, ибо с другой стороны этой горы есть ещё склоны, на которых также имеется подъемник и трассы. И называют их Кохта - 2 или Татра, но об этом в другой раз, туда мы еще не добрались.
Итак, Кохта Гора - это что-то вроде мини Чегета:). Высоты конечно не те и вариантов спусков поменьше, но схожесть очевидна. Здесь на подъем глыжников работает старая канатная дорога фирмы Tatrapoma, установленная много-много лет назад. Скипасс на день стоит 400 руб. Ах да, в прошлых выпусках нашей интернет передачи я не упоминал, что все канатки в Бакуриани открываются в 10:30, а по факту около 11 утра. Тут никто никуда не спешит, завтрак подают только после 9:00. Сплошной отдых… Вернемся к катухе;)
Первая часть склона как и канатка идут достаточно полого, на середине пути можно сойти с канатки и катиться вниз по простой части трасс Кохта-1. Дальше дорога резко забирает вверх и вот тут-то и начинается Чегет:). На верху открывается потрясающий вид на весь ГКХ, в ясную погоду возможно увидеть Эльбрус и Казбек. Над Бакуриани не облачка, а вот дальше над хребтом все затянуто. Нам не удалось рассмотреть Эльбрус и помахать ручкой Лене Боровских;)
Варианты спусков и трассы. В отличии от Дидвели, трассы не ратрачат. С самого верха можно уходить как налево, так и направо. Возможно еще и прямо, и обратно прямо под канаткой. Но это для отчаянных прорайдеров, коими мы пока еще не являемся.
Уходя направо от канатки попадаем в лесную трассу, напоминает лесную Чегета, только короче. С неё можно в любой момент уйти в лес и поймать отличный паудер и реальный фрирайд.
Если с канатки отправиться левее, то тут трасса с градусом уклона в 52 градуса и вся в буграх - опять как на Чегете:) Но повторюсь, в мини варианте:)
Откатали все возможные варианты по трассам и разок сам уходил в лес в нетронутый снег, в пологой части имеется несколько вылетов, где можно было попрыгать. День пролетел на раз-два. В 16:00 часов отправились в гестхаус, где нас накормили так, что пошли разгуливать всё съеденное.
День 4-й. Разведка Кохта-2 или Татрапома (она же К2).
Четвёртый день на северных склонах Триалетского хребта (Малый Кавказ), в
37 км от Боржоми. Великолепие природы Бакуриани сочетается с мягким климатом, здесь всегда солнечно и практически безветренно. Во всяком случае за эти 4 дня ветра не было вообще. Из окна нашего номера открывается потрясающий вид на гору Кохта, после завтрака можно поваляться в гамаке прямо во дворе...
Сегодня разведывали сразу несколько мест для катания. Сначала побывали на так называемой 25-и метровке. Тут 4 бугеля и две однокресельных канатки по 400 метров длинной. На одной из них мы и поднимались, ибо она расположена вдоль сноупарка. Небольшой парк сделаный добровольцами. 5-6 трамплинов и один рейл (металлическая перила для скольжения).
Сделав 6-7 спусков и немного попрыгав, решили двигаться дальше к Кохте-2 или Татре.
Добирались на санях, запряженных парой лихих кобыл. Очень понравилось!:)
И вот мы на К2 или Кохта-2, она же Татра. Тут в качестве подъёмников используется два бугеля фирмы Татрапома, отсюда и название склона "Татра". Один покороче, другой подлиннее, на минуточку, канатнобугельная дорога «Татра» имеет длину 1600 м.
В общем развлекуха как при подъеме вверх, так и вниз. Двухступенчатая трасса, где крутые спуски сменяются комфортными пологими. А так же лесной участок с нетронутым снегом, где можно пофрирайдить, облизывая то одно, то другое дерево. Трассы здесь не ратрачат, но несмотря на это весь склон (более 3 км) отлично укатан, не имеет бугров и каких то изъянов. Тут очень хорошо можно поработать над техникой и скоростью, а когда надоест, уйти в лесную часть и насладиться мягким нетронутым снегом.
К 16 часам довольно плотно накатавшись решили спускаться к центру посёлка. Обнаружили в чистом поле только что отратраченную дорогу (до сих пор задаёмся вопросом - зачем там шёл ратрак?). И по этому вельвету вернулись в центр.
Сегодня очень потеплело, можно было ходить в майке:). Возвращаясь уже по центральной улице встретили 3 афроамериканцев, отлично себя чувствующих в майках с коротким рукавом:) Но как только прячется солнце, сразу становится морозно.
Итак, 4 дня в Бакуриани. За это время в гестхаусе нас ни разу не накормили одинаковыми блюдами. 3 раза в день кормят и всегда разные блюда! 3 катальных дня на трёх разных склонах, каждый день что-то новое - ПОТРЯСАЮЩЕ!
P.S. Сегодня у меня лучший День рождения! За что огромное спасибо моей любимой Танечке, гостеприимной Грузии, людям которые здесь живут и КАТУХЕ!:)
День 5-й. Боржоми во всей его красе!
Осталось ещё два дня и придётся собирать вещи…Ох!, как не хочется отсюда уезжать! Но, уезжать - это значит вернуться, а вернёмся мы сюда обязательно. И скорее всего летом.
Сегодня был walking day! После завтрака побежали на ж.д. станцию Бакуриани, откуда отправились в Боржоми на поезде по узкоколейной дороге. Дорога длинною в 37 км, которая постоянно петляет и извивается в разнообразных серпантинах. Проходит по вечно зелёному хвойному лесу, с веток ёлок сыпется снег... - сказка!
Эту железную дорогу прокладывали по велению семьи Романовых в 1902 году. К одному из мостов приложил руку сам Эйфель. Здесь, в Грузии, это один из способов добраться из Боржоми в Бакуриани и обратно. Ходит поезд 2 раза в день. А для нас, путешественников - это одно из достопримечательностей, которое просто необходимо посетить, если вы приехали в эти края. Проезд стоит 40 руб с человека. Какая то смешная цифра. Поезд в пути 2,5 часа с несколькими остановками в попутных небольших горных сёлах.
Прибыли на вокзал Боржоми. Так как у нас всего несколько часов на осмотр города, крайняя маршрутка в 17:00 уходит на Бакуриани, решили основной упор сделать на городской парк. Дошли до него пешком, пересекая реку Мктвари через разнообразные мосты. Сначала по автомобильному мосту, потом по подвесному пешеходному обратно с проспекта Руставели. И вот в месте, где река Боржомула впадает в Мктвари поворачиваем в сторону парка. Он растянулся ни на один километр вдоль Боржомулы. Проходим старые дома, которые сменяются новыми постройками, где-то идёт ремонт. Восстанавливают часть улицы. Людей очень мало. По пути встречаются туристы, в основном из Украины.
Прошли вдоль и поперёк боржомский парк, испили тёплого боржоми, посмотрели на Прометея и замёрзший водопад над ним. Водопад интересный, состоит из двух кос, между которыми около 8 метров. Сверху видна бегущая вниз вода, но уже через какой-то метр-два и сплошной лёд, под которым продолжает бежать вода в Боржомулу.
После обильной прогулки остановились уже в самом городе в ресторане Метрополь, как громко, да? Внутреннее убранство ресторана отвечает названию: большие колоны, высокие потолки, все столики красиво сервированы. И никого, мы единственные посетители. Заказали хинкали, в меню не было именно жаренных, но нам обещали пожарить, раз мы так хотим;) Шикарные хинкали, которыми мы просто объелись. Они каких-то нереальных размеров. Всё это запили боржомским лимонадом, да, вина нам не хотелось. Вот такие мы странные!:) А теперь внимание, нам это обошлось на двоих в 100 рублей (6 шт хинкали, специально для нас обжаренные и бутылка лимонада)!
Ещё немного погуляв по улочкам Боржоми и прикупив аджарских мандаринов (1,5 кг за 20 руб) у приятного грузина, который 5 лет учился в Ленинграде, потопали на центральную площадь.
Тут мы поинтересовались у таксистов какая маршрутка идёт в Бакуриани, сами пока ещё не все грузинские буквы выучили :), нам указали на нужный автобус и вот мы выдвигаемся обратно. Маршрутка от Боржоми до Бакуриани стоит 60 рублей и идёт по извилистому серпантину около 30-40 минут. Расстояние по дороге 27 км.
И вот мы снова дома, успели на ланч:) Далее валянее в гамаке и покатушки в "карете" вокруг посёлка.
6-й день посвятили осмотру и знакомству с древним городом Ахалцихе, что в 20 км от Грузинско-Турецкой границы. Много расписывать не буду, лучше в конце дам ссылку на очень интересный фотоотчёт, благодаря которому мы туда и отправились.
Ещё несколько лет назад этот немногочисленный городок (20000 человек) особого интереса не представлял для туристов, но вот после реконструкции и практически возведения с нуля старой части города и крепости Рабат в 2012 году, потянулись сюда люди со всех концов Света.
Нам же ещё и сама дорога интересна, которая ведёт от Боржоми в Ахалцихе вдоль реки Мтквари. А после села Цниси вдоль реки Поцхови, которая впадает в Мтквари. Река, горы, встречающиеся полуразрушенные крепости, заснеженные вершины вдалеке, всё это будоражит сознание и хочется рассматривать каждую мелкую деталь созданную как природой, так и человеком.
Дневной трип начался в 10 утра от автостанции Бакуриани. Выехали на первой утренней маршрутке. За 30 минут слетели с высоты 1750 м в Боржоми на высоту 850 м. Маршрутка была переполнена, ехать пришлось на доп.месте - табуретка в проходе:) Напомню, что проезд Бакуриани-Боржоми стоит 60 рублей. На боржомской автостанции подождали 30 минут и сели в проходящую маршрутку Кутаиси-Ахалцихе. Ехать 45 км, дорога постепенно забирает вверх. Посёлки и деревеньки в упадническом состоянии, некоторые дома брошены или просто разрушены. А окружающая природная красота поражает. Въехали в Ахалцихе. Промзона, рядом товарная станция. Кстати, тут есть железная дорога, которая соединяет Боржоми и Ахалцихе, а потом уходит в сторону Турции. Но пассажирское сообщение давно не функционирует, а жаль. Прибыли на автостанцию, тут же ж.д. вокзал в плачевном состоянии и закрыт (но вроде собираются реконструировать). Барахолка, на которой продают автозапчасти из Турции. На другой стороне улице новые современные здания Юстиции и полиции. Тут как в большинстве городов Грузии смешение стилей. Забавно и интересно.
Местные "бомбилы" зазывают поехать в Вардзию - древний пещерный город. Но у нас мало времени и мы тактично отказываемся, говорим, что приедем сюда летом и осмотрим Вардзию.
Отправляемся в Рабат. Очень красиво! От старинных построек тут конечно мало, что осталось, но поражает масштаб возведения крепости. Она была полностью разрушена, а её построили заново. Как и обещал, много писать не буду, лучше посмотрите и почитайте фотоотчет глубоко уважаемого Давида Вартумашвили (
http://vartumashvili.livejournal.com/107618.html).
После осмотра крепости спустились в центр и немного прогулялись по одной из улочек Ахалцихе. Зашли в церковь. Посмотрели на Рабат ещё раз, но уже издалека. Побежали на автостанцию и сели в маршрутку до Кутаиси, предварительно взяв билеты до Боржоми - 80 рублей на человека. Уезжать как всегда не хотелось, но летом мы возьмем велосипеды и вернемся сюда снова;)
В Боржоми нас встретил уже знакомый водитель бусика до Бакуриани, причём он нас запомнил лучше, чем мы его:) На местном рыночке прикупили мандаринов по 20 р за кг и гранат. Приехав в Бакуриани, опять же успели на ланч. День удался, как и все предыдущие!
Грузия. Бакуриани. День 7 - заключительная КАТУХА!
Мы уже привыкли к неспешной жизни в грузинской провинции, поэтому сегодня завтрак был поздний (около 9:30). Затем неторопливые сборы на склон, вызов скикара (такси). Да, про скикары. В Бакуриани три различных склона, даже четыре. Мы живём в самом центре посёлка, а он не маленький. До любой горы нужно ехать порядка 3 км. Поэтому пользуемся скикаром (такси), стоит такая услуга туда-обратно 300 руб/машина. Вот и наш скикар прибыл:)
Выехали в 10:30, прибыв к канатной дороге комплекса Дидвели удивились - достаточно много людей, несмотря на понедельник. Но очередей нет, это просто сравнение с тем, как мы были тут в прошлую среду и до 12 дня вообще никого не было. Катались в гордом одиночестве:) А сегодня прямо таки аншлаг!:)
По рассказам уже знакомых тут людей, вчера и в субботу были очереди. За скипассами стояли по 15-20 минут, а потом и на посадку столько же. Но после обеда все распределились по склону и очереди стали в 2, а то и в 3 раза меньше. Вывод, мы правильно сделали, что посвятили субботу и воскресенье прогулкам и путешествиям по окрестностям Бакуриани и Боржоми.
Хоть мы уже и катали на Дидвели, но сегодня работал фуникулер (3-я очередь) и удалось забраться на самый верх (2800м). Здесь открываются потрясающие виды, с одной стороны весь Бакуриани как на ладони, чуть дальше его величество ГКХ, с другой стороны уже и Турция видна. Насладившись видами и сделав несколько снимков спускаемся вниз. Здесь достаточно крутой уклон, там где проходит трасса снег только по краю, а с основной части его сдуло. Свежачка, конечно не хватает. Крайний снегопад был в конце января. Выбираю альтернативный вариант спуска - вдоль дороги фуникулёра. Тут уклон ещё круче, а снег застружен ветром. Очень жёсткий. Ну ничего, потихоньку спустился вниз и поймал от публики стоявшей у подъёмника шквал аплодисментов:) Такого в моей жизни ещё не было. Подождал Танюшу, которая спускалась по менее крутому варианту, но с меньшим количеством снега. И вот мы снова вместе, мчим вниз по укатанной трассе и каждый поворот проходим с таким наслаждением, чтоб потом это всё снилось ещё долгие месяцы. Завтра то уезжать...
Решили передохнуть и посетить кафе ORANG, что у первой очереди - гондолки. Цены тут кардинально отличаются от тех, что в посёлке или в том же Боржоми. Чай - 80 руб, глинтвейн - 200 руб. А бутерброды и пирожки с картошкой были у нас с собой;)
Выкатали сегодня на все сто!!! До закрытия канатки (17:00), нас просто уже не пустили на посадку, сказали: "Всё! Хватит:)! Закрываемся."
Дождались скикара и вернулись в гест, даже и не думали, что нас накормят обедом, который закончился ещё час назад. Но тем и отличается гест от отеля, всё для постояльца - гостя. Нам подали первое, второе, всё горячее - только с плиты и компот;)
А в голове витают лишь одни мысли и слова - КАК ЖЕ НЕ ХОЧЕТСЯ ОТСЮДА УЕЗЖАТЬ…
Но! Мы вернёмся!
7-й день. Отъезд.
И вот он день отъезда... Кажется, что только приехали. Трансфер за нами пришёл из Кутаиси в 9:30, только успели позавтракать. Попрощались с хозяевами геста, уселись в полноприводный Мерседес и двинулись в сторону аэропорта Копитнари, что за Кутаиси.
Каха - наш водитель и гид, очень быстро домчал до Боржоми, филигранно проходя каждый поворот. Затем вышли на трассу до Кутаиси, останавливались поглазеть на различные сувениры.
Сегодня погода переключилась на пасмурную и дождливую, как сказал Каха: "плачет из-за того, что гости (то бишь мы) уезжаем из Грузии". Уезжать в дождь это хорошая примета, сказали мы себе и вспомнили все те 7 дней, которые радовали нас солнцем, безветрием, радушием, впечатлениями, снегом, катухой..!
За 2 часа домчали в Кутаиси и так как времени до регистрации было предостаточно, проехались через город с остановками и осмотром некоторых достопримечательностей. А так же по узким виляющим улочкам старого города. Посмотрели на новые современные здания юстиции и полиции, которые стоят по соседству с жилыми домами печального, обшарпанного вида. Видимо их давно не ремонтировали, зато какой комплекс отстроили для правительства. Но, не будем о грустном. У Кутаиси, на самом деле, много достопримечательностей, но мы в этот раз ограничились центром города и некоторыми районами окраины. Остальное (соборы, монастыри, пещеры и т.д.) оставили на лето.
Время бежит быстро, нужно отправляться в аэропорт. Выезжаем из города, а Каха продолжает нам рассказывать: "вот в этом доме я жил, когда был маленький. А вот школа, в которую я ходил." И так до самого аэропорта. Не буду пересказывать всё то, что нам поведали о Грузии и Кутаиси в частности, дабы не утруждать читателя многим количеством букв.
Выгрузились у аэровокзала, который был отстроен лишь 2 года назад. Попрощались с новым знакомым в нашей жизни - Кахой и расположились ждать начала регистрации. Которую задержали на 1,5 часа, из-за того, что самолёт с опозданием вылетел только в сторону Кутаиси из Харькова и должен был доставить нас в Донецк.
Аэропорт Кутаиси по своему красив и необычен, но вот мест ожидания до выхода в зону вылета крайне мало, пришлось немного потеснить народ, расположившийся на диване.
Рейс задержали на 1 час 20 мин, как хорошо, что мы заехали на экскурсию в Кутаиси, а не отправились сразу в Копитнари. :)
Посадка...
Взлёт!
Виды на Эльбрус, потом Сочи и горы у Красной поляны. Высота 11000 м, за бортом больше -60 градусов, скорость 800 км/час - это фантастика!
Мягкая посадка, аплодисменты экипажу, прощание с стюардессами, бордер контрол и вот мы в Украине.
На выходе нас встречают с табличкой, чёрт возьми, как же это приятно. Украинский (донецкий) трансфер обрадовал не меньше, чем грузинский. Автомобиль тоже Мерседес, но не полноприводный, а обычный седан. Всё таки не Горы!:)
Погода мокрая и туманная, неспешно, как ёжики в тумане, пробираемся к Успенке.
Быстро проходим пограничный контроль и уже по более хорошей дороге едем в Ростов.
Дома! Обратно дорога заняла всё те же 14 часов, при условии поездки по Кутаиси и задержке рейса. Очень даже хорошо.
Разведка Бакуриани прошла очень познавательно и интересно. Сюда обязательно нужно приехать и не только зимой;)
Всем спасибо, что дочитали до конца!