О неуместности скепсиса в отношении коммунизма

Mar 16, 2018 23:39

Вот уже несколько лет мне не даёт покоя мысль об отличии капитализма и коммунизма по кол-ву базовых составляющих, и о том, как это отразилось на историческом процессе в России и СССР. Изложу для открытой дискуссии. Или хотя бы чтобы зафиксировать на экране.

Капитализм существует для того, чтобы создавать постоянно возрастающие по сложности орудия труда. Говорят, что человека при этом европейские мыслители записали в неисправимо злое существо. Пусть так, ведь в коммунистическом мире составляющих две:
- Прогресс в создании орудий труда (материальная культура).
- Прогресс в развитии человека (духовно-идеальная культура).
Во всяком случае, так я это формулирую своими словами. Прогресс в развитии человека подразумевает преодоление части тормозящих факторов, которые и называют злыми, потому что увлеченность ими, несопротивление им приводит к деградации. В том числе, в мировосприятии, например, от научного логического сознания к мракобесному, нелогическому.

Итак, составляющих две, а значит человек, мыслящий в коммунистическом ключе, должен сочетать материальный и идеальный анализы происходящего для того, чтобы достичь компромиссного результата в прогрессе, удовлетворяющего и материальные, и идеальные запросы. Материальные запросы здесь означают обеспечение физического выживания себя и потомства, и появление прибавочного продукта, который позволяет проводить творческие эксперименты для продолжения прогрессивного развития, пережить периоды воздействия объективных природных факторов и т.д.. Идеальные запросы же состоят в применении раскрепощённых и пробуждённых творческих способностей человека для преодоления проблем как материальных, так и идеальных, например, устойчивость к болезням и улучшение договороспособности людей, умение преодолевать конфликты, которые приводят в крайних случаях к гибели представителей человеческого вида.



Теперь рассмотрим изложенное в историческом процессе, на примере нашей страны.
На жизнь в России влияют 2 объективных фактора:
1) Климат;




2) Сильные и агрессивные соседи в большом количестве.


Оба фактора давят на населяющие эту землю народы, заставляя объединяться для преодоления. Обычно такое объединение приводит к идейной мобилизации активной части общества, в соответствие с фазой развития. Например, русские князья и часть боярства были очень замотивированы преодолеть последствия монгольского Ига. Иван Грозный, насмотревшись на боярские дрязги и то, что Московское царство заключили в "молот и наковальню" между кочевниками с востока и юга, и рыцарскими феодальными княжествами с запада, реформировал Московию и достаточно быстро разрешил часть проблем с соседями и внутренними противниками. Пётр Первый разрешил проблемы экономического и культурного отставания от Европы, опираясь на передовое дворянское сословие. Таким образом, идеальный импульс стимулировал развитие, в том числе материальное.

Уважаемый историк Клим Жуков рассказывает и об объективных факторах развития, например, про так называемый "взлёт крестьян на холмы", когда крестьяне бежали от рек, вдоль которых перемещались монгольские отряды во время нашествия на Русь. Появилось больше земли под пахоту, более совершенные способы обработки, больше прибавочного продукта, которым распоряжалось активное (в тот период) нарождавшееся дворянское сословие. Таким образом, и материальный импульс для развития присутствовал, приводя в том числе к идейной мобилизации.


Факторы идеальной и материальной мотивации чередовались и переплетались в истории нашей страны, двигая прогресс. При этом идейная мобилизация, как и объективные материальные факторы, приводила к развитию материальной жизни при феодализме и капитализме, появлению системы внятных общественных отношений, что в свою очередь позволяло смягчить действие климата и соседей на нашу жизнь.

Однако, за подъёмом следовал спад. При этом провал в очередную русскую смуту приводил как к материальной разрухе, так и к духовному кризису. Через некоторое время после правления Ивана Грозного наступило Смутное Время, после усилий Петра - эпоха дворцовых переворотов, после становления России, как передовой европейской политической силы при Александре I и Николае I - обвал и плавная деградация, приведшая к череде революций. За достижениями Ленина и Сталина произошёл хрущёвский перелом и откатный период от социализма к капитализму, приведший к контрреволюции и реставрации.

Среди множества факторов, принадлежавших конкретному периоду спада, выделяется один общий. Впервые я услышал про него у Андрея Ильича Фурсова. Он приметил, что после решения материальных и идеальных проблем в прогрессивный период истории нашей страны, правящее сословие или класс допускало одну и ту же ошибку - начинало проедать и запасать до худших времён прибавочный продукт, который наконец-то массово начинал производиться населением за счёт прошедших преобразований в нашей непростой пластилиновой местности. Например, дворянство, которое начало зарождаться при Иване Грозном, составляло реальное служилое сословие в русском феодальном войске и государстве; после разрешения множества военных и административных проблем при нескольких правителях России, оно закрепостило окончательно крестьян, производящих в том числе прибавочный продукт, а так же позаботилось о том, чтобы начать проедать этот прибавочный продукт. Случилось это после того, как Екатерина II дала Жалованную грамоту дворянству, благодаря которой дворяне могли откупиться от воинской или государственной службы, нарушая принцип, определяющий саму суть этого сословия. И процесс деградации исторически-активного сословия, хоть и при инерции лет в 40-50, дошёл до превращения дворян в богатых мещан-помещиков.

Дворяне здорового человека


Дворяне курильщика


С буржуазией получилось ещё быстрее - капиталисты проделали путь до своего краха с 1880-х по 1917 год, т.к. едва став активным прогрессивным классом, оседлали производство прибавочного продукта, начали расходовать его для мещанских целей, переняв эту черту у дворян, и были сметены восставшим народом.

Благодаря Октябрьской Революции 1917 года в России эксплуатация человека человеком была снята на некоторое время. Активным классом стал рабочий класс, благодаря чему вырабатываемый совокупный прибавочный продукт пошёл наконец-то во благо большинства населения.
Замечу так же, что после Революции, в новом обществе заработал второй элемент - помимо прогресса технического стал возможен прогресс человеческий. Для этого, в частности, заработала система образования и система здравоохранения. Важно так же то, что в Советском Союзе идеальная мотивация вышла на первый план по отношению к материальной. Они сочетались, но призыв к лучшим человеческим качествам был первым, а, например, зарплата и доступ к общественным фондам потребления, - чуть позади. Если в более ранние периоды истории нашей страны об идеальной мотивации можно спорить, если ею обладали лишь некоторые представители небольшого исторически-активного сословия, то теперь идейностью стала доступной практически каждому трудящемуся гражданину.

И снова танец по граблям, да ещё какой! Недооценка важности материальных приобретений для общества, которые позволяли снизить влияние факторов климата и соседей. При этом за советский период мы достигли наибольшего прорыва в этом плане, почти преодолев климатическое воздействие, а став первым социалистическим государством мира, мы ещё и возглавили страны нового прогрессивного общественно-экономического (и культурного, кстати) строя. За 1920-1930-е годы была создана сельско-хозяйственная и индустриальная база, заложены основы всех существующих до сих пор компонентов государственного и общественного устройства. Затем была Великая Отечественная война, затем восстановление народного хозяйства.

Получается, что функционировать без внешних препятствий экономический базис СССР начал где-то с 1960-х годов. То есть с 1960-х заработала материальная составляющая нового строя. Сложнее получилось с человеческой составляющей, потому что система образования в полной мере охватила город и сельскую местность может быть к 1962-1965 гг., если речь идёт об РСФСР, Украине, Белоруссии, Молдавии и прибалтийских республиках. Сложнее обстояло дело в Закавказье и Средней Азии - там она заработала в полную силу быть может к середине 1970-х.
Минимальный временной шаг, за который система образования может дать новое поколение образованных людей - 15 лет. Прибавьте к 1965 году 15 лет - получается, что лишь к 1980-му году в европейских республиках получили качественно по-новому образованное поколение людей. Добавим сюда так же то, что лишь 20 лет исправно функционирует экономический базис. В Закавказье и Средней Азии прогресс проявился ещё позже, третья волна индустриализации добралась туда к концу 1970-х годов, совпадая по времени с началом функционирования в полном объёме системы образования. 1975 + 15 лет = 1990 год, как примерное время появления в Закавказье и Средней Азии первого поколения по-новому воспитанных молодых людей. Я имею в виду, с самого начала впитывавших принципы коммунистического советского образа жизни, а так же того, что через государственную систему хотели донести до них предыдущие поколения. Речь не идёт про качество этого содержания, речь лишь о формальном временном промежутке, более-менее показательном, чтобы уловить изменения.

Можно так же говорить, что индустриализация, коллективизация + система образования дали стране поколение индустриальной культуры и мироощущения, которое отличается от сельскохозяйственной, крестьянской. Это тоже важный пункт при рассмотрении человеческой составляющей коммунистического общества.

Теперь вспомним, когда были нанесены первые удары по советскому идеальному (человеческому) и материальному? В 1956 году Хрущёв разгромил идейный стержень сталинской эпохи, с начала 1960-х его начали ломать через искусство и пропаганду. В 1961 году произошла реформа, в результате которой была упразднена народная форма собственности, отменена диктатура пролетариата (то есть лидирующая роль этого класса, его право на экономико-социально-культурное доминирование над реакционными классами), упразднена власть советов (ликвидирована прозрачная система обновления кадров в аппарате управления страной). Эти события наложились на вышеизложенный процесс, привели к постепенному разочарованию в коммунистических идеалах и экономико-общественной модели.

Но давайте сопоставим эти процессы! Как видите, инерция прогресса экономики и общественных отношений с 1920-х закончилась примерно к середине 1970-х, началу 1980-х годов. Я имею в виду, что советское общество обзавелось необходимой экономической базой, воспитало поколение учёных, обеспечивавших творческий потенциал, инженеров, проектировавших эти идеи, и рабочих, которые их воплощали. Только к 1977-1980 годам советское общество ступило на дорогу к альфа-версии коммунизма, потому что до этого времени шёл процесс становления необходимых составляющих! Как не трудно догадаться, в следующий исторический период советские люди должны были на практике убедиться в том, работают ли эти составляющие.
На это наложилась отрицательная инерция событий 1956 и 1961 годов. Получается, что в 1985 году советские люди лишь приблизились к реальной коммунистической жизни, но уже достаточно разочаровались в системе, которая бы обеспечила рывок к ней. И добровольно отказались от неё, даже не попробовав! Вот в чём прикол, как говорится.

И ради чего? Ради уже известного нам чрезмерного потребления, то есть распила и проедания плодов эффективной экономико-общественной системы, которая только и принесла их. То есть к 1980-м мы максимально продвинулись вперёд, максимально за всю историю России преодолели объективные факторы давления (климат и конкуренцию с соседними странами)...и тут же провалились на дно, развалив систему, которая помогала эти факторы преодолевать. Мы проедаем свой потенциал в виде прибавочного продукта. Мы забросили систему образования, дававшую нам человеческий прогресс. И всё это, повторюсь, перед очередным окном роста.

Отсюда у меня возникает вывод о том, что пессимизм в отношении коммунистического строя неуместен, ведь этот строй был разрушен сразу после длительного становления, толком не проявив себя. Мы не знаем, что было бы, если бы не субъективные факторы в лице сформировавшегося реакционного класса управленцев, который перекроил страну под себя при попустительстве активного в тот исторический период рабочего класса. Коммунизм, как система мироустройства, как образ жизни, не виноват в том, что у людей, собравшихся его строить, не хватило запала в первый раз.

Ещё одни вывод, который прозвучит быть может банально. В Перестройку советские люди угробили 60 лет своего труда. За возможность станцевать по граблям и снова откатиться на дно ямы, из которой мы снова будем искать выход.

Наконец, третий вывод. Когда мы в очередной раз придумаем способ выбраться, вытащим себя из ямы, то нужно запомнить крепко-накрепко, что одно лишь создание системы, обеспечивающей жизнь в нашей стране, не является самоцелью, т.к. ею неправильно пользуются, доводя до скорейшего разрушения. Добытые материальные блага обеспечивают реализацию идеальных запросов сограждан, ибо материальное и идеальное работают в связке.

И четвёртый вывод: дело надо доводить до работающей модели, а не киснуть на стадии опытного образца.

Такие вот мысли.

Сталин, коммунизм, мысли, Россия

Previous post Next post
Up