Как украинцев сделали в культурной войне

Jun 25, 2015 19:02

КАК УКРАИНЦЕВ СДЕЛАЛИ В КУЛЬТУРНОЙ ВОЙНЕ.

Бывший советский, а до этого русский имперский мир отличается от мира западноевропейского, как отличаются двоюродные братья. Одно из различий, важных для понимания излагаемого дальше - это различие регуляторов общества. Для Западного мира этим регулятором является Право, Закон, для нашей части света таким регулятором является культура и культурные связи. В Средние века европейские феодалы, получая земли за службу, захватывая и перекупая земли соседей или других стран, были вынуждены постоянно решать между собой споры за территорию, а так же решать вопросы торговли и управления своими подданными. В условиях густого заселения Европы представителями разных народов, постоянных войн, государственных интриг и торговых операций требовалось некое универсальное средство решения проблем, стоящее над субъективным мнением сторон конфликтов. Таким средством и стало европейское Право, постоянно совершенствующееся в процессе развития Запада, и оно оказалось очень подходящим - теперь какой бы феодал не стал герцогом, бароном или графом, существовала система, позволявшая решать вопросы наследования и разрешать конфликты. Старший феодал, откуда бы он ни появился, судил младших феодалов и т.д.

В нашей же части Европы, как утверждают некоторые современные исследователи, важнее права оказалась культура и культурные связи, потому что, в отличие от Запада, наши феодалы были друг другу родственниками или стремились ими стать. Пережитки родоплеменного строя наложились на феодальный, получилась занятная смесь - князья, будучи друг другу родственниками (хотя бы дальними) решали вопросы на личном уровне, на уровне традиций того или иного княжества и Руси в целом, ставя личные договорённости над правом, которое не обязательно соблюдать - ведь спорщики приходились друг другу, например, дядей и племянником. Постоянная борьба с кочевниками и соседями чуть-чуть в сторону заката так же поднимала значение культурного самоопределения - кто мы посреди соседей. А так как русские князья, одновременно с борьбой, старались наладить связи с кочевниками и европейскими королевскими домами, то культурный вопрос о самоидентификации за границей ещё больше возрастал. Известно, как Анна Ярославна или Анна Русская, дочь князя Ярослава Мудрого, оказавшись во Франции, привезла с собой элементы родной культуры, вроде обучения грамоте (на тот период истории на Руси процент грамотных во всех слоях общества был довольно высок).


Таким образом можно предположить, что война идей между Западом и нами, развернувшаяся с конца Второй Мировой войны (и, честно говоря, шедшая с очень давних пор до этого), включает в себя и войну культурную. Собственно, европейские завоеватели ещё со времён Наполеона стремились нанести не только военное, экономическое и идейное, но и культурное поражение русскому миру (во всех его видах, включая СССР и СНГ). Предметы культуры похищались европейцами, что невозможно было вывезти, уничтожалось.


Ставка делалась на то, что нам придётся восстанавливать культурный фонд и традиции, замедляя наше развитие. Однако, военное искусство развивается не только в классическом ключе. Со времён Перестройки действуют новые приёмы культурной войны, такие как подмена ценностей или ложные темы для творчества народа. О которых, на примере Украины, я бы и хотел поговорить.

Каковы положительные черты малороссов, а затем украинцев в русской культуре?


Какие образы приходят на ум? Образ брата, невероятно душевных и мелодичных песен, ярких и разнообразных красок народных костюмов, вкусной кухни.


Сложно представить себе народ, который мог бы лучше создать бытовой уют, уют и привлекательность повседневной жизни, чем украинцы. А какая там литература!


Если же сопрячь эти образы с историей, то получится, что украинцы кроме того умели отстраиваться в условиях постоянных завоеваний, до возвращения в состав нашей общей страны.


И если на Левобережной и Правобережной Украине борьба шла в основном между поляками, турками и татарами (до начала возвращения к России) на украинской земле, то на Западной Украине количество завоевателей пополнялось ещё и венграми с австрийцами. Украинцы на левом и правом берегу Днепра ещё могли чувствовать близость родственного русского духа, чего не скажешь о западных украинцах, окружённых врагами.


Такое положение и привело к глубоким культурным различиям между западенцами и остальной Украиной. И хотя история до Переяславской рады знавала конфликты между русскими и украинцами (например, наёмные казаки в войске Лжедмитрия I), всё же в целом мы помогали друг другу, часто даже косвенно. Например, малороссы, так же как и жители юго-запада Руси, веками бедствовали из-за татарских набегов из Крыма. Крымчаки угоняли десятки тысяч славян в рабство, продавая туркам и дальше. Мне кажется, что победа русского войска над татарами при Молодях в 1572 г. облегчила не только нашу жизнь, но и жизнь малороссов, хоть даже значительная часть их была под польским сапогом.


И, наоборот, череда казацких восстаний, как восстание Павлюка, Гуни, Хмельницкого помогало нам в деле борьбы за возвращение русских земель из польско-литовского и турецкого владычества.


Давайте теперь посмотрим, как развивалась культурная жизнь на Украине после Перестройки, держа в уме вышеописанную картину. Украинцам, так же, как и русским, и всем остальным народам бывшего СССР было нанесено тягчайшее идейно-культурное поражение. Единое пространство советской культуры, в рамках которого находилось место абсолютно всем народам, было разгромлено, в войне против него использовались националистические мотивы во всех бывших республиках, не только социальные, но и культурные. Наши родители, вероятно, вспомнят, если захотят, как в республиках откуда ни возьмись появились национальные костюмы на улицах. Стало неприлично не быть националистом, если ты не поддерживал власть проклятого "совка", а значит и некое русское коммунистическое господство (в образе Змея-Горыныча с красными звёздами на крыльях, не иначе). Вслед за перестроечной истерией наступила апатия у большинства населения, столкнувшегося с прелестями либеральной модели экономики, повальным бандитизмом, рухнувшими социальными благами и вопиющим расслоением общества. В апатичном болоте поселилось две культурные тенденции - симпатия к России и симпатия к Евросоюзу. Люди на Украине очень творческие, как выше было отмечено, способные отстраиваться, восстанавливаться и давать волю душе. Поэтому после некой стабилизации обстановки, разбитое сознание в условиях идейного голода и раздвоения направления движения стало искать хоть какие-то зацепки. У тех талантливых украинцев, кому удавалось навести минимальный порядок в голове и преодолеть апатию, возникало очень интересное творчество в рамках того, что было для них выходом из тупика, что позволяло пережить катастрофу смыслов. Только мне на ум приходят такие музыкальные коллективы, как Океан Ельзи и фолк-группа Spiritual Seasons, множество талантливых музыкантов, дающих видеоуроки игры на музыкальных инструментах, очень качественная работа видеооператоров в украинских клипах и видео на Youtube, украинские дизайнеры и многие другие творческие люди, кто так или иначе смог преодолеть болото 90-х годов - уверен, что читатели вспомнят куда больше, если пожелают.


И как же удалось свести с ума братский народ вновь (после Перестройки), доведя до совершенно невменяемого состояния? Очень просто - адресуясь к украинской душевности, талантливости в творчестве, но со злым умыслом. Американские "революции достоинства" происходят по одной связке - проамериканские либералы + местные радикалы (националисты, религиозные). Из них националисты (т.к. либералы почти везде одинаковы, как под копирку выпущенные общечеловеки) или религиозные фанатики немедленно начинают обращаться к широким народным массам через вовлечение в новый "революционный" культурный процесс. В случае с украинскими братьями западенское меньшинство дало чёткий заказ разобщённому большинству на творчество: тут и инициативы, как снабдить солдат в зоне АТО (сухой борщ домашнего приготовления к примеру), многочисленные волонтёрские изобретения, патриотические флешмобы, фотожабы в интернете на русских, Путина и сепаров, патриотические стихи, песни, видеоклипы, юмор. И действительно, если посмотреть украинские пропагандистские фильмы, вроде "Аеропорта", то можно отметить весьма глянцевую такую подачу материала, с вниманием к техническим деталям. Вообще, всё нацистское творчество сделано с вниманием к техническим нюансам, которым так славны украинцы, бытовая повседневность отстраивается на ура. Только смысл в нём, в этом творчестве, злой, идущий против общего нашего культурного кода.


Дерусификация, размоскаливание украинской культуры убивает украинскую душу не хуже падения уровня жизни, отмены массы социальных гарантий и войны, затеянной марионетками из Киева. Предсказуемо, что после того, как нацистский угар выдохнется, а Украина распадётся, то население погрузится в ещё большую и жуткую апатию, что была после Перестройки.

Какой урок можем извлечь из происходящего мы? Во-первых, что мы тоже под ударом, потому что для всего СНГ культура является регулятором. Во-вторых, то, что следующая попытка переворота будет адресована к чувству патриотизма. В России, как в ядре бывшего СССР, можно вести разговор об образе будущего и направлениях движения в будущее. Однако, либеральная, откровенно проамериканская точка зрения провалилась в 2012 году, наши либералы лишились ведущей роли в попытке развалить страну. Теперь отсылка будет к куда более перспективному патриотическому варианту, так как патриотов у нас как минимум две большие группы - красные и белые патриоты. Вы поняли к чему это я? Правильно, к попытке пересмотреть итоги Гражданской войны, устроив Гражданскую войну 2.0.


Белое движение дискредитировало себя и потерпело поражение в Гражданскую, но красное движение не меньше пострадало в Перестройку, когда дело коммунизма было предано очень большим количеством записных коммунистов. Теперь оба лагеря в равных условиях, американцы постараются стравить их меж собой. Первые пробы пера в этом отношении мы видели на Донбассе летом 2014 года, когда Игорь Гиркин-Стрелков оставил Славянск и бежал в Россию, рассказывая до сих пор, как Россия бросила Донбасс, "путин, сукавведивойска" и об угрозе русскому мир и Новороссии. Весь его успех в России (создавался герой для России, не для Донбасса) базировался не только на оголтелом пиаре, но и на правильной культурной отсылке к образу благородного белого офицера-патриота, знакомого отечественному читателю по множеству классических произведений русской литературы, а так же истории русских эмигрантов на чужбине, например, генерала Беляева в Парагвае. После дискредитации коммунизма и 25 лет антисоветчины в представлении многих сограждан только белое движение может быть более-менее достойным, если отсеять откровенных предателей, вроде Шкуро, Краснова, Семёнова и других. Именно поэтому после очень мутного славянского отступления отношение к Стрелкову осталось по-прежнему положительным или даже сильно улучшилось, хотя Стрелков, похоже, по духу ближе к генералу Власову. Влюблённые в образ люди оказались не способны к критической оценке ситуации, а критика со стороны красных патриотов воспринималась в штыки - чего ещё можно ожидать от "потомков жидобольшевизма"? Хорошая попытка стравить патриотические силы в стране, не так ли?
Способ выбраться из западни достаточно очевиден: одержать победу в культурной войне, как в части общей войны идей. Для начала неплохо бы внести ясность в красный и белый лагерь патриотов, где есть 4 типа людей внутри двух групп. Белых патриотов можно разделить условно на "власовский" и "деникинский" типы. "Власовский" тип ненавидит Россию, как наследницу СССР, действующую власть - за либеральный курс + то, что многие из них в прошлом были советской номенклатурой, русский народ - за то, что он запятнал себя коммунизмом намертво. Предки этого типа псевдопатриотов говорили о том, что народ русский заслуживает палки. "Деникинский" тип же имеет представление о святости "России Небесной" и воевать со своим народом не пойдёт. В красном лагере тоже два типа патриотов, которых можно условно назвать "красным реваншем" и "красной апатией". Люди "красного реванша" справедливо желают отыграться за поражение в Холодной войне и Перестройку, при этом осознают проблемы, которые привели к социалистическому кризису в стране, поэтому интенсивно ищут лекарство и союзников. "Красная апатия" же характерна для леваков и апологетов Советского Союза брежневского периода, которые либо потеряли надежду на восстановление величия страны, либо не способны понять причины поражения и бродят в иллюзиях. Для предотвращения попытки стравливания и патриотического майдана в России в ближайшем будущем нужен прочный мост между "деникинцами" и "красным реваншем", оставив в стороне "красную апатию" и блокировав "власовцев". Задача сложная, но только её решение поможет окончательно разрешить противоречия постПерестройки и убережёт нас от новой гражданской войны.

И тогда мы сможем помочь нашим братьям на Украине выздороветь и помочь отстроиться, ведь у нас один культурный код, один регулятор отношений и, создав правильное направление для общего творчества в культуре, мы сможем залечить даже сегодняшние страшные раны.

Previous post Next post
Up