Я опубликовал в паблике новость с РИА об утверждении даты, с которой поправки начнут работать (4 июля), обратив внимание на то, что она совпадает с Днём Независимости США, и что это крайне сомнительное совпадение. После этого из паблика отписалось сразу 3 человека, а в комментах стали язвить, мол, «не надо приплетать сюда США», «это другое», «не надо искать глубинный смысл».
Во-первых, у нас уже есть один «патриотический» праздник - День России, 12 июня. Потому что 12 июня 1990 года на первом Съезде народных депутатов РСФСР принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Последнее предусматривала приоритет Конституции и законов РСФСР над законодательными актами СССР. Фактически РСФСР становилась «государством в государстве», законы которого были выше союзных. А прикол в том, что 12 июня также родился тогдашний президент США Джордж Буш-старший - уважаемый партнёр Бориса Ельцина по развалу СССР.
Так вот. При проведении информационных кампаний важнейшую роль имеет имидж, то есть то, как это событие выглядит. Когда происходит событие, вроде принятия поправок, то, как пелось в песне, «обосраться нельзя». Нельзя и всё. В том числе, имиджмейкеры, политологи, журналисты и дизайнеры ОБЯЗАНЫ проверить «годность» выбранной торжественной даты на неприглядные совпадения.
А теперь давайте просто выстроим цепочку этих самых неприглядностей. День России (12 июня) уже совпадает с днём рождения президента враждебной Советскому Союзу и России страны - Соединённых Штатов. Известно, в каких деловых и дружеских отношениях Ельцин (один из участников развала СССР) состоял что с Бушем-старшим, что с Биллом Клинтоном. Они были «партнёрами». Путин является преемником Ельцина - и формально, и по содержанию, хотя последнее яростно отрицается сегодняшними государственниками.
И теперь поправки, которые якобы корректируют в лучшую сторону ельцинскую конституцию 1993-го, принимаются 4 июля, в День Независимости США.
Конечно, кто-то скажет, что это случайное совпадение. Или «что нам дело до каких-то там США?». Окей, а почему у всех бомбит от помещения немецких танков и солдат на открытки и плакаты к 9 мая? Почему однозначно это воспринимается, как подлость и криворукость? Почему не действуют аргументы «ну, дизайнер, может, хотел показать, какого сильного врага мы победили - и поэтому прилепил танк "Тигр"»? Почему-то здесь реакция вполне однозначная. И ведь это всего лишь одни из многих открыток, плакатов, буклетов. А не главный закон страны.
Теперь надо ответить тем, кто скажет, что это «случайность». Что это другое.
Я имел опыт работы дизайнером в одном из прогосударственных СМИ. Докладываю: там все всё знают, на уровне старшего дизайнера, а не на уровне даже главного редактора. Переводя на военный язык - на уровне лейтенанта. Если возникает двусмысленная трактовка в образе коллажа - его не принимают и говорят «делай ещё, другой вариант, этот макет снимаем с проработки».
Как-то раз я делал коллаж для ролика о малоимущих беженцах с Ближнего Востока. Фотографий для обработки в рекламный баннер не было, пришлось делать скриншоты. Ну, я мыслил линейно: заскринил детей беженцев и поставил их на обложку. Но мне рекомендовали взять другой скрин, что я и сделал, не вдаваясь в детали. Однако по окончании работы я спросил более опытного коллегу, который «в пропаганде» работал уже давно: «А чем им не угодили дети? Это ведь один из базовых способов разжалобить зрителя - старики и дети?». На что бывалый коллега едко отшутился: «Ты представляешь, что будет, если кто-то из спонсоров нашего СМИ испытает стояк в штанах, взглянув на маленького мальчика на обложке?». Я, конечно, не понял. Поэтому коллега пояснил: «Если коллаж слишком эффективно подействует, то на нас начнут снова давить из-за рубежа за пропаганду и используют твою картинку. Похвалу и премию за "козни идеологическому противнику" получат наверху, а тебя уволят с работы за испоганенный имидж, что из-за тебя оскандалились».
В другой раз я делал рекламный коллаж для распространения в соцсетях. Задачка как раз на поддержание образа СМИ. Снова я мыслил довольно линейно: надо взять всё, что ассоциируется у граждан с нашим «излучателем», всё самое сочное, клёвое, немного скандальное, но в таком ключе, мол, «правда за нами, а наши обвинители гонят чушь». И сварганил картинку в стиле «Мы крутые и "запрещённые". Мы помним и любим наших павших товарищей-журналистов. Мы высокотехнологичны и эффективны. Нам доверяют даже за рубежом». Однако коллаж отклонил шеф: «Так, мертвецов убрать, намёки на влияние за рубежом убрать... Сделай какую-нибудь нейтральную картинку, типа со спутниковой тарелкой с нашим лого, но чтобы не было видно лого иностранной фирмы-производителя».
Пришлось переделывать, после чего я задал вопрос, мол, а в чём проблема сделать крутой патриотичный коллаж? На что я услышал прекрасное:
- Забудь про патриотизм и пропаганду. Россия никогда не была и не будет великой страной. Ты же понимаешь, что если наша «пропаганда» действительно начнёт работать, то кое-кто из спонсоров и покровителей нашего СМИ попадёт под санкции? Что не сможет встречаться с «уважаемыми партнёрами» и вести дела? Блэть, да у нас видеокамеры, компьютеры, на которых мы работаем - зарубежного производства, о каком величии речь? Поэтому реклама должна быть максимально нейтральной - баб-телеведущих красивых ставь, студию, надпись «Пресса» и всё такое.
_______________________
Я привёл эти две зарисовки из личного опыта, чтобы показать: там. все. всё. знают. И сомнительный выбор даты - это не случайность. Другое дело, что перемудрить могли - это да. Любят у нас наверху играть в загадки, перекидываясь с забугорными «партнёрами» всякими ребусами.
Вот только забывают, что на их задумку найдётся далеко не одна трактовка.
И самый-то прикол. Я «не одобрил» поправки на голосовании, а гадостно так, как будто поддержал.