Материал из серии «Из первых рук: срочная служба в ВС РФ во время переходного периода военной реформы. 2010-2014 гг.»
Предыдущие интервью:
1.
Реактивные заметки: срочка на «Градах» в 138-й омсбр в ЗВО. Часть 1.2.
Реактивные заметки: срочка на «Градах» в 138-й омсбр в ЗВО. Часть 2.3.
Из первых рук: 100-я бригада десантных кораблей, ТОФ4.
Из первых рук: авторемонтная мастерская Космических войск. Часть 1.5.
Из первых рук: авторемонтная мастерская Космических войск. Часть 26.
Из первых рук: 138-я гв. омсбр, служба в мотострелковом батальоне7.
Из первых рук: РВСН, учебный центр и полигон Капустин Яр8.
Из первых рук: РВИА, реактивный полк и ракетная бригада в ЮВО9.
Из первых рук: 6-я отдельная танковая бригада (ЗВО), служба в ЗРДн10.
Из первых рук: спецназ ГРУ, отдельная бригада специального назначения в ЮВО11.
Из первых рук (+): войска РЭБ, УЦ в Тамбове и 16-я бригада в ЗВО. Часть 1.12.
Из первых рук (+): войска РЭБ, УЦ в Тамбове и 16-я бригада в ЗВО. Часть 2.13.
Из первых рук (+): ВДВ, 234-й гв. десантно-штурмовой полк 76-й гв. десантно-штурмовой дивизии, ЗВО14.
Из первых рук (+): Воздушно-космические силы, отдельная рота связи в ЗВО, ч.1.15.
Из первых рук (+): Воздушно-космические силы, отдельная рота связи в ЗВО, ч.2. ВДВ: учёба в Рязанском Высшем Воздушно-Десантном Командном Училище (РВВДКУ)
Предисловие
В процессе работы с желающими дать интервью у меня в цикле появилось несколько дополнительных материалов, не относящихся именно к срочной службе или относящихся к срочке за пределами указанного временного периода 2010-2014 гг. Я буду отмечать их знаком «(++)».
И первым из них публикуется отзыв бывшего курсанта по имени Максим про учёбу в РВВДКУ. С удовольствием размещаю, как пример образцовой воинской организации, где хорошо поставлен учебный процесс, особенно после предыдущего интервью,
где бывший связист-срочник описывал, вероятно, наиболее печальную воинскую часть в цикле.
Беседа была краткой, только про боевую и физическую подготовку. Интерес представляет для желающих примерить свои силы перед поступлением в это училище, а также для диванных любителей военного дела, чтобы сравнить с подходом к подаче материала многих «тактических» ресурсов - что в действительности входит в тактико-специальную подготовку, а что не входит. И как в действительности выстроен принцип армейской физподготовки.
Личный блок
1. Как вас можно представить?
- Максим.
2. В каком возрасте вы поступили на службу?
- В 17 лет поступил в РВВДКУ, проучился почти весь срок, но комиссовался по медицинским причинам незадолго до выпуска.
3. Какова была ваша мотивация поступать в военное училище? Деловая? Идеалистическая - родня/друзья прошли службу, вы из семьи военнослужащих, личный интерес к службе, в том числе по патриотическим убеждениям?
- В детстве увлёк фильм «В зоне особого внимания», появилась цель стать офицером Воздушно-Десантных войск. Вдобавок я получил высокое патриотическое воспитание в семье.
Боевая подготовка
1. На какую воинскую учётную специальность вас готовили в училище?
- Я учился на командира парашютно-десантного взвода (ПДВ).
2. Как вы оцениваете качество обучения по вашей воинской учётной специальности (ВУС)?
- Качество обучения очень высокое - равномерная, напряжённая подготовка по всем дисциплинам, с высокой требовательностью по ходу учебного процесса.
На младших курсах изучается математика, физика, культурология и иностранный (английский) язык. К ним добавляются общевойсковые дисциплины и физическая подготовка. Можно было на одной паре изучать оружие, а затем сразу идти разбираться с логарифмами и матрицами.
3. Что входило в общевойсковые дисциплины?
- Тактика, как объединяющее название. Далее происходит деление:
1) Тактико-специальная подготовка (ТСП): в неё входят инженерная подготовка, изучение средств технической разведки (БПЛА), водолазная подготовка, РХБЗ, минно-подрывное дело, взаимодействие с артиллерией и авиацией, военная топография, изучение средств связи, медицинская подготовка.
2) Огневая подготовка: на младших курсах упор на теоретическое изучение (явление выстрела, терминология, устройство и принципы работы оружия и боеприпасов), на старших курсах больше практики, включая крупные калибры (пулемёт НСВ/Корд, автоматический гранатомёт) и оружие боевых машин.
3) Вождение боевых машин: детальное изучение и вождение БМ на вооружении ВДВ.
4) Воздушно-десантная подготовка (ВДП): изучение парашютных систем, их использование, включая системы для десантирования транспорта.
Всё перечисленное изучается углублённо.
4. Давайте пройдёмся по каждому пункту, о которых хотелось бы услышать нашим читателям. Тактико-специальная подготовка - как оцениваете обучение?
- Командир парашютно-десантного взвода должен уметь всё, что касается этого раздела.
Доскональное изучение принципов работы со взрывчатыми веществами, физического явления взрыва и так далее. Все используемые типы мин, взрывчатки.
На водолазной подготовке упор на теорию, 2-3 учебных погружения, на старших курсах даже стрельба из автомата подводной стрельбы (АПС) в подводном тире.
Во время изучения средств технической разведки производятся ознакомительные пуски беспилотника и работа с ним, в основном же командира ПДВ учат пользоваться этим разведорганом в рамках решения тактических задач.
Занятия по РХБЗ проводились по-общевойсковому, то есть в целом, потому что ВДВ ограничены в этих средствах.
Взаимодействие с артиллерией и авиацией включает в себя не только теорию, но также проводились практические занятия на полигоне на старших курсах.
Основой военно-топографической подготовки являлась работа с компасом и картой во всех нюансах, в том числе в сложных метеоусловиях, ночью, в горах и лесу. В довесок изучались трекеры систем ГЛОНАСС/GPS. Каждый полевой выход включал задачи по ориентированию и позиционированию себя и различных объектов на местности.
Изучение средств связи проходило в специфике ВДВ, то есть работа в условиях крайней мобильности подразделений.
Медицинская подготовка включает в себя работу со жгутом, индивидуальным перевязочным пакетом (ИПП) и так далее, эвакуацию раненого в полевых условиях и из бронетехники. Главное, что командира ПДВ участь применять в бою и взаимодействовать с ними.
Тут и далее поясню: основная задача преподавателей - научить командира базовым навыкам, работе с имеющимся вооружением и научить командира распоряжаться соответствующими специалистами, поступающими в его распоряжение для выполнения задачи.
5. Огневая подготовка. Читателей наверняка заинтересует изучение крупнокалиберного оружия и снайперской подготовки - насколько современный уровень? Особенно по снайперской тематике, потому что на официальных фото МинОбороны показывают новенькие снайперки типа «Манлихер».
- Снайперская подготовка строится по базовому принципу: сначала теория выстрела и снайперской стрельбы, затем три стрельбы из СВД и прицелом ПСО-1. Со специальным оружием, вроде тех же винтовок «Манлихер» и «Орсис», ОСВ-96 (12,7 мм, антиснайперская) и ВСС, проводятся ознакомительные стрельбы. К тому же специалисты по снайперской стрельбе учат командира ПДВ правильно распоряжаться в бою снайперскими парами, давать им адекватные задачи, взаимодействовать со снайперскими подразделениями.
Аналогичная работа производится при изучении крупнокалиберного оружия - пулемётов НСВ/Корд, автоматического гранатомёта АГС-17. Мы много из них стреляли, разбирали устройство, но также важно было изучить, как пользоваться расчётами этого оружия в бою и взаимодействовать.
И с оружием боевых машин тот же принцип. Потому что в бою главными поражающими средствами парашютно-десантного взвода являются сначала автоматические пушки и пулемёты БМД, затем крупнокалиберные пулемёты, АГС, снайперские винтовки и пулемёты типа ПКМ/Печенег, а затем уже стрелки-автоматчики.
Единственное, у нас не было работы с миномётом, но наведение огня миномётчиков входит в ТСП.
Также в огневую подготовку входит изучение нескольких основных видов оружия иностранных армий - винтовка М-16/карабин М-4, пулемёт «Негев», пистолеты «Кольт» и «Глок».
6. В дисциплине «Вождение боевых машин» изучалась только БМД-2 или более новые модификации тоже входили в программу?
- Вся техника, что стоит на вооружении ВДВ, включая БМД-2, различные грузовики типа КАМАЗ и другие образцы техники, в том числе новейшие. Всё изучалось вживую, на учебных машинах. После выпуска курсанту присваивалась классность и категория водительских прав «С».
7. Воздушно-десантная подготовка. Изучались ли новые и специальные парашютные системы для управляемого и планируемого прыжка? Проводилась ли (хотя бы в теории) подготовка для прыжков с большой высоты?
- Изучались в теории, практиковались с ними «специальные» курсанты. Базой же являлось изучение парашютов Д- 6, Д-10 и большая практика по прыжкам днём и ночью, с самолётов Ил-76, Ан-26, Ан-2 , вертолёта Ми-8.
Физическая подготовка
1. Что входило в состав физической подготовки курсанта РВВДКУ?
- По формуле «Выносливость-Быстрота-Сила-Рукопашный бой». Прежде всего бег на длинные дистанции, марш-броски. Во вторую очередь челночный бег и спринт, затем турники и брусья. Рукопашный бой, но не только по комплексам, а со спаррингами - с использованием защитного снаряжения.
2. Доводилось в интернете слышать, что известный мастер боевых искусств А.Н. Кочергин преподавал одно время рукопашный бой курсантам РВВДКУ, в том числе ножевой бой по собственной системе. Доводилось ли вам слышать о его занятиях или бывать на них?
- Как раз учился в период его работы. Ничего хорошего про его подход «с полной беспощадностью» сказать не могу. Слышал, что на каждом занятии он требовал полного контакта в спарринге, до крови - явный перебор, как по мне. После его пар и глаз курсанту зашивали, и гематомы в половину лица лечили. При том, что повседневную службу и учёбу никто не отменял, а навёрстывать пропущенное по программе после лазарета приходится собственными силами.
______________________________
Комментарий: имеется в виду система рукопашного боя без оружия и с ножом, построенная по единым правилам биомеханики, разработанная А.Н. Кочергиным. Особенностью являются рациональные и экономные движения в ударной технике, бой с ножом основан на нанесении порезов по открытым поверхностям тела противника и по жизненно важным узлам кровеносных сосудов.
Проблемой, обсуждаемой в интернете, является подход лично А.Н. Кочергина к проведению занятий. А именно - нарочито-агрессивная манера, когда в занятия включаются элементы психо-физиологической подготовки бойца. Например, в соответствующем видео с семинара 2000-х годов присутствовало упражнение, когда два бойца садятся верхом на скамью впритык друг к другу и в максимально быстром темпе наносят прямые удары руками в голову и в корпус в течении 5-10 секунд. Защищаться запрещено, только нападать, запрещено отодвигаться от противника. А.Н. Кочергин пояснял в ходе семинара, что при максимальном темпе выполнения травмы будут минимальными, именно уход в глухую пассивную защиту приведёт к синякам и повреждениям. Однако травматизм имел место быть - выбитые зубы, разбитые носы, попадания в глаза. И проблемой в части такого подхода к преподаванию рукопашного боя курсантам военного училища является с одной стороны нежелательность травм, а с другой стороны - развитие волевых качеств курсантов не ограничивается только занятиями по рукопашному бою, но также происходит во время выполнения задач по ТСП и на марш-бросках.
Справедливости ради, стоит кое-что добавить для баланса. Автор цикла материалов имел небольшой личный опыт посещения спортивной секции в Москве, из состава именно спортивной федерации РБ и боя с ножом «Кои» А.Н. Кочергина. Три месяца занимался в 2013 году. Травмы у некоторых бойцов имели место быть, однако по довольно классическим причинам - нежелание сдаваться в борьбе, когда захвачен на болевой приём, случайный укол деревянным макетом ножа в шею по неосторожности обоих спаррингующих, боец забыл паховую раковину дома. Преподаватель московской секции «кровожадностью» не отличался, делал упор на повышенное физическое напряжение на вводной разминочной части и на отработке связок и приёмов до крайнего утомления. Большинство учебных боём заканчивались после этого без последствий, за редким исключением.
Отдельно поясню для некоторых читателей: этот вопрос был задан мной опрошенному с целью проверить слова самого А.Н. Кочергина о его преподавательской работе в РВВДКУ. Полученный ответ является только ещё одним свидетельством. Подобным образом я задаю вопросы с целью уточнения и других медийно известных тем, вроде качества униформы «цифра» и ВКПО, обуви, питания и проведения мероприятий по организации досуга военнослужащих.
______________________________
3. Пара вопросов про марш-броски. Осуществлялись в полной экипировке или без экипировки? Бегом + быстрым шагом или только бегом? Отрабатывалось ли оборудование дневки на марше?
- Только бегом, «до потери пульса», когда некоторых приходилось брать под руки и даже нести в виде «раненого». Бегали по воскресеньям кросс на 5 и 10 километров. Всегда с оружием, иногда в бронежилетах.
Типичный полевой выход начинался с марша на 70 километров, в полной экипировке. Часть пути преодолевалась бегом, попутно отрабатывались задачи по ориентированию, нормативы по РХБЗ, налёт на объект и засада. На старших курсах, когда контроль ослабевал, могли и просто прогуляться на это расстояние. Перерыв на отдых определялся максимум в 20 минут, без оборудования дневки, но проводилось отдельное занятие на тему «как оборудовать место под привал подразделения».
Зимой осуществлялся лыжный марш, на котором особенно тяжело было парням из южных регионов страны. Их тоже несли, бывало.
Также марш совершался и после прыжков, с имуществом, когда нужно было дойти до ППД около 40 километров. Это если «внезапно» не подавали грузовики, чтобы вернуть на базу.
В отдельные дни мы всем подразделением бегали полумарафон (21 км) и марафон (42 км), по одному разу каждое упражнение.
4. Что включали в себя силовые тренировки? Только турник/брусья или работу с железом, то есть штангой и гирями в том числе?
- Турники и брусья размещались по всей территории училища и в спортуголках. На них заходили и на парах по физподготовке, и перед приёмом пищи, минут на 10-15.
С железом тренировались в личное время, при этом преподаватели с кафедры физподготовки могли помочь с составлением программы. Материальной базы для занятий со свободными весами и тренажёрами имелось в избытке. Как в физкультурном комплексе, так и в спортуголках в расположении учебных рот.
Несколько общих вопросов
1. Как устроено вступительное испытание в РВВДКУ?
- Как и в любом другом училище: медкомиссия, профессиональный отбор, экзамены по общеобразовательным предметам, тест на физическую подготовку.
Общеобразовательные предметы - алгебра, русский язык, обществознание. Тест физподготовки включает в себя кросс на 3 км за 12 минут 45 секунд или быстрее, спринт на 100 метров за 14,5 секунд или быстрее, 10 подтягиваний, но можно и больше.
2. Как прошёл выпуск из училища?
- К сожалению, я отчислился по медицинским причинам за пару месяцев до конца обучения.
3. Есть ли в РВВДКУ набор этических принципов, особая «десантная закалка»?
- Конечно! Самое главное - сплачивание подразделения через испытания маршами, прыжками и выполнением задач по тактической подготовке. Курсантская дружба остаётся на всю жизнь. Последняя сигарета, глоток воды и пара галет разделяются с товарищем. Приводилось огромное количество исторических примеров боевых операций и действий отдельных командиров, начиная от самого основания Воздушно-Десантных войск в СССР.
Но надо понимать, что всех не научишь быть лучшими - таковыми становятся по собственному желанию и старанию. Базу преподаватели впихнут и в последнего дурака, но чтобы стать профессионалом нужно впахивать, осознанно и продуманно, чтобы потом перед бойцами в войсках не было стыдно.
Предложение читателям
Обновлю список родов войск, с представителями которых хотелось бы поговорить. С учётом тех, кто уже отозвался и с кем работаем.
Внимание: я взял достаточно интервью у связистов различных родов войск, а также представителей частей снабжения. Появилось несколько человек из мотострелковых частей, артиллеристов. Так что список сократился ещё больше.
Принцип сохраняется: в первую очередь меня интересуют представители линейных родов войск, а также ребята, чьих подвидов войск ещё не было среди опрошенных. Срок службы 2010-2014, можно иногда чуть раньше (2008-2010), иногда чуть позже (2015-2017), в зависимости от того, может ли человек полностью ответить на вопросы и рассказать что-то интересное, особенно про боевую и физическую подготовку.
- Мотострелковые войска.
Род войск многочисленный, явно одним опрошенным ограничиваться не хотелось бы. Хотя бы ещё 1 человека опросил был - пулемётчиков (ПКМ/Печенег, НСВ/Корд), гранатомётчиков (АГС, РПГ-7) и операторов ПТУР.
- Артиллерия и ракетчики.
В работе сейчас находится материал от служившего на САУ и миномётах, также будет опрошен один человек по этой же теме в будущем, поэтому хотелось бы поговорить с представителем противотанкового дивизиона ПТУР/МТ-12 «Рапира» (если где-то сохранились в войсках пушечные ПТАДн). Ракетчики (Точка-У/Искандер) и «реактивщики» по-прежнему в почёте, но среди реактивщиков приоритет у ребят с боевыми ВУС, из реактивных дивизионов, полков и бригад РСЗО «Ураган» и «Смерч» - их я ещё не опрашивал. Итого, нужно ещё 1-2 человека из противотанкистов/ракетчиков/оперативных реактивщиков (Ураган/Смерч).
- Танковые войска.
Хотя бы 1 танкиста я бы по-прежнему опросил) Танкисты по-прежнему молчат. Очень жаль.
- Флот.
Можно опросить ещё 1 человека с боевого корабля.
Материал с морским пехотинцем находится в работе.