Как часто приезжие называют наш город «серым»? Сколько раз за последние годы жители Новосибирска то тут, то там протестовали против уплотнительных застроек? Сколько времени средний житель города проводит в пробках? Кто в России знает, что Новосибирск - мировая столица конструктивизма? Вряд ли многие - ведь нашу архитектуру невозможно рассмотреть из под рекламных щитов, наляпанных по всему городу.
Наши власти любят говорить про особость и красоту Новосибирска. Но ведут они себя даже не как приезжие, а как временщики, не думая о будущем города. Распродать земельные участки, выжать деньги из всего, что можно, а после нас - хоть потоп!
Мои принципы градостроительной политики:
- Переход к долгосрочному планированию развития города и его территорий. Сейчас администрацией города лишь создается видимость планомерного развития города в интересах жителей, а фактическое развитие происходит на основе стихийных импульсивных решений в интересах строительного бизнеса. Задача - управлять на основе долгосрочного индикативного планирования, и работоспособных документов планирования городского пространства в целом и каждой территории в отдельности. Территориальные планы будут включать все необходимые объекты соцкультбыта, сбалансированный набор предприятий сферы услуг, необходимых для комфортной жизни граждан. Действующий Генеральный план будет пересмотрен с участием общественности.
- Смещение приоритетов от максимизации прибылей строительных компаний в пользу создания города с максимально комфортной средой обитания. Мы добьемся баланса интересов жителей и инвесторов при развитии территорий. Управление градостроительной политикой будет отделено от департамента строительства, а строительные лоббисты - исключены из процедуры принятия решений по вопросам развития города. Мы откажемся от реализации разрозненных (пусть даже масштабных) строительных проектов в пользу комплексного освоения новых территорий. Для строительной отрасли будет создан специальный совет при мэре, обеспечивающий участие ее представителей в развитии Новосибирска.
- Отказ от системы согласований и переход к правовому регулированию градостроительной деятельности на основе заранее определяемых «правил игры». Повышение прозрачности процессов строительных согласований и повышению инвестиционной привлекательности города. Решения по проектированию значимых архитектурных объектов, финансируемых из городского бюджета и частными застройщиками, будут приниматься только на основе проведенных публичных архитектурных конкурсов, организуемых по стандартам Международного Союза архитекторов. Частные застройщики будут стимулироваться и менее значимые проекты реализовывать также на основе публичных архитектурных конкурсов.
Градостроительная политика станет прозрачной для жителей города. Будет создан публичный городской информационный центр градостроительной деятельности («инфобокс»), содержащий:
- информацию о стратегическом мастер-плане города, генеральном плане, проектах планировки территорий, правилах землепользования и застройки;
- актуальную, постоянно обновляющуюся информацию о реализуемых и планируемых к реализации проектах: выданных градостроительных планах земельных участков, разрешениях на строительство, зарегистрированных проектах с целью общественного контроля за строительством;
- информацию о планируемых администрациями города и области крупных строительных проектах с целью их общественного обсуждения. Публичные слушания станут реальным инструментом учета мнений горожан при принятии решений;
- информацию об истории застройки города;
- площадку для проведения публичных и общественных слушаний, дискуссий, круглых столов градостроительной тематики.
Стратегический мастер-план развития Новосибирска будет разработан в 2014м году с участием лучших международных экспертов и мэров мировых столиц, как программный документ, обеспечивающий устойчивое сбалансированное развитие города. Он будет включать в себя целевой прогноз развития города, задачи и способы достижения целей развития:
- повышение привлекательности города, как места для жизни, учебы и работы;
- создание гуманной, нацеленной на комфорт человека - пешехода, велосипедиста, автомобилиста - городской среды;
- повышение общественной активности городских территорий (прежде всего городского центра и локальных центров периферийных территорий);
- четкое разграничение публичных и частных пространств;
- развитие общественных пространств;
- преимущественное развитие общественного транспорта;
- стимулирование строительства разнообразного и качественного жилья для разных категорий населения.
Главным инструментом поставленных в мастер-плане задач будет обновленный Генеральный план территориального развития, содержащий:
- взаимоувязанные параметры развития конкретных территорий города («микрорайонов»);
- план мероприятий муниципалитета по строительству объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры на ближайшие 6 лет, увязанный с возможностями бюджетного финансирования (первый шаг реализации мастер-плана);
- среднесрочную программу действий муниципалитета по строительству объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры на 12 лет, увязанную с прогнозом социально-экономического развития города (второй шаг реализации мастер-плана);
- долгосрочную программу развития города на 24 года, увязанную с прогнозом социально-экономического развития города (третий шаг реализации мастер-плана).
Параллельно с разработкой мастер-плана будут разработаны и внесены в Городской совет документы, реализующие его положения на уровне городских законов:
- Местных нормативов градостроительного проектирования, как правил, устанавливаемых в первую очередь для самого муниципалитета и применяемых при выдаче заданий на разработку проектов планировки и межевания, при выдаче градостроительных планов земельных участков; установление в МНГП обязательных и рекомендательных норм;
- Правил землепользования и застройки - установление четких, однозначно понимаемых градостроительных регламентов со строгими предельными параметрами застройки, которые будут основаниями для принятия собственником земельного участка решения, что и как на нем строить; четкие правила и ограничения вместо согласований; прекращение практики выдачи разрешений на отклонение от предельных параметров при отсутствии предусмотренных законом оснований; пересмотр градостроительных регламентов только публично и при наличии серьезных обоснований;
- Проектов планировки территорий - четкое разделение публичных и частных пространств, определение параметров развития территорий в интересах жителей, зон размещения объектов муниципального, регионального, федерального значения.
При разработке проектов планировки должна быть определена роль территориальных общественных самоуправлений (ТОС), как ключевых игроков при разработке задания на проектирование и в процессе разработки. Никто не является большим экспертом по территории, чем человек, который на ней живет. Будет создана система взаимодействия проектировщиков, жителей и властей при разработке проектов планировки.
- Проектов зон охраны объектов культурного наследия и придание особо ценным фрагментам исторической застройки статуса достопримечательных мест. Отказ от коррупциогенной практики «согласований» нового строительства в зонах охраны, принятие четких однозначно понимаемых регламентов зон охраны и достопримечательных мест.
Установление четких регламентов позволит полностью отказаться от согласований, сделать процедуру получения разрешений на строительство простой и короткой.
Результатом реализации мастер-плана будет создание в Новосибирске благоприятной, дружелюбной для пешеходов и автомобилистов городской среды. Будут развиваться общественные пространства. Парки - мамам, улицы - музыкантам, литературные кафе - хипстерам, комфортные дома - людям:
- Пилотные проекты пешеходных зон:
- Центр (ул. Ленина + часть площади Ленина + сквер на ул. Орджоникидзе + Первомайский сквер + сквер перед Оперным + бульвар Красного проспекта);
- улица Ильича в Академгородке;
- площадь Маркса.
- Каждый микрорайон должен получить свою локальную пешеходную зону, а также цивилизованный микрорынок выходного дня с созданием в нем качественных торговых пространств и мест для торговли садоводов
- Принятие программы строительства малых общественных пространств по всему городу по специальному нормативу. При этом определять характер использования малых общественных пространств (что там будет - мини-парк, детская площадка, спортивная площадка или что-то еще) будет Территориальное общественное самоуправление (ТОС).
Я ужесточу ответственность за содержание территорий: ответственность за территории общего пользования несет муниципалитет, за дворовые, частные территории - собственник. Будет проведена инвентаризация пешеходных дорожек, тротуаров, территорий общего пользования всего города; разработана и реализована муниципальная программа по приведению в нормативное состояние тротуаров и территорий общего пользования; в частном секторе возникнут тротуары. На территориях общего пользования будет осуществляться установка лавочек и урн. Мы наведем порядок и в подземных пешеходных пространствах, связав их в единую систему: подземные переходы, станции метро, подземные торговые центры.
Я введу общественный контроль за уборкой мусора с улиц, а для нерадивых чиновников будет действовать система штрафов за ненадлежащее содержание подведомственной территории. С помощью жителей города создадим специальную строительную милицию, парковочную милицию - службы гражданского контроля. Каждый гражданин сможет через Интернет или специальную «горячую линию» сообщить о нарушениях.
Для благоустройства дворовых территорий будет действовать программа помощи ТОС, ТСЖ и управляющим компаниям. Выделю гранты для паблик-арта, чтобы молодые художники сами могли бы украсить город. Я разработаю и внесу в Городской совет муниципальный стандарт благоустройства, предусматривающий (в числе прочего):
- установку на основных улицах лавочек не реже чем через 30-50 м;
- устройство безбарьерной среды передвижения для маломобильных групп населения (инвалидов, пенсионеров, мам с колясками);
- норматив по установке урн;
- правила устройства заборов;
- нормативы по уборке улиц;
Будет создан открытый для редактирования жителями города единый каталог объектов благоустройства, уличной мебели, урн, остановочных павильонов и киосков. Он будет обязательный к применению службами муниципалитета и рекомендуемый для применения физическими и юридическими лицами (в этом случае проект не требует согласования внешнего облика).
Я добьюсь серьезного уменьшения количества рекламного «визуального мусора» и просто мусора. Будут четкие правила размещения наружной рекламы, включающие:
- Запрет размещения рекламных установок больших форматов (3х6 м и более) в историческом центре города, на жилых улицах;
- Установление нормативных расстояний на размещение рекламных установок различных форматов (1,2х1,8 м - 200 м между установками, 3х6 м и более - 400 м).
- Запрет размещения рекламных конструкций на пути движения пешеходов на тротуарах, пешеходных дорожках.
- Ограничение размещения рекламных конструкций на фасадах здания, предусматривающее запрет перекрытия архитектурных элементов зданий, ограничение максимальной площади фасадов, занятых рекламой, ограничение максимального размера рекламных конструкций.
Меня всегда возмущает, когда Новосибирск называют «серым». Но проведенное по моему заказу исследование показало - свыше 60% зданий в городе имеет в своей основе серый цвет, и еще 24% - приглушенные цветовые тона. Я приму программу «городские фасады», которая позволит в режиме софинансирования провести ремонт и обновление фасадов зданий на основных городских магистралях, начиная с центральных районов. Мы используем исторический архитектурный стиль Новосибирска - конструктивизм, чтобы создать единый образ города, добавить в него красок и жизни. Общий стилистический подход будет использоваться и при строительстве новых зданий.
Мы никогда не привлечем внешние деньги в Новосибирск, пока город не станет дружелюбным для гостей, туристов и инвесторов:
- Создание городского информационного туристического центра с отделениями в крупных общественно-транспортных узлах, в местах расположения достопримечательностей, в Академгородке.
- Система визуальных коммуникаций, помогающих ориентироваться туристам и командированным в незнакомом городе, а новосибирцам в незнакомых районах: двуязычные карты района, схемы маршрутов и иная навигация на остановках общественного транспорта, дублирование названий улиц, остановок латиницей.
В нашем городе много водных объектов, но их потенциал не раскрыт: у Оби, малых рек, озер, затопленных карьеров толком нет набережных, их берега превращены в помойки. Сейчас реки выглядят досадной помехой для строителей, которые пытаются их уничтожить. Вместо этого будет действовать муниципальная программа по благоустройству водоемов.
В мэрии будет один вице-мэр, координирующий деятельность всех подразделений, отвечающих за городское развитие, в том числе департаменты градостроительства и архитектуры, транспорта и дорог, благоустройства и наружной рекламы, земельной политики. Он будет отвечать за городское развитие в целом, а не за развитие строительной отрасли.
Роль главного архитектора города будет пересмотрена. Он будет «дирижером города», главным консультантом всех работающих в Новосибирске архитекторов и девелоперов. Все архитектурные проекты должны проходить через процедуру обязательных консультаций с главным архитектором, который будет назначаться на конкурсной основе из кандидатур, выдвинутых общественными организациями архитекторов.
При мэрии будет создан Институт развития Новосибирска, как ключевой разработчик планировочных и управленческих документов городского развития и координирующий центр по взаимной увязке планов, принимаемых различными структурами муниципалитета.