Пляски на деньгах

Mar 01, 2013 12:00


Пляски на деньгах


В одном известном советском анекдоте была такая фраза «какую машину русские не собирают, все пулемет получается». В 1990е годы этот вечный принцип в отношении предшественника «Единой России» переформулировал премьер Черномырдин: «какую партию не создаем, все КПСС выстраивается». От себя добавлю: за какую трагедию наши власти не возьмутся, обязательно перевернут ее в фарс.

Так произошло совсем недавно с серьезнейшей темой сиротства, закончившейся принятием отвратительного в своем лицемерии «закона Димы Яковлева». Сейчас на очереди - закон с длинным и не имеющим к делу отношения названием, суть которого - запрет депутатам и чиновникам и членам их семей иметь счета за границей. Партия власти подает эту инициативу обществу как революционную, призванную едва ли не положить конец коррупции. Придуман даже специальный термин: «национализация элит».

    Надо сказать, что автор этих строк обеими руками за такую национализацию. Наша партия «Справедливая Россия», в союзе с коммунистами и ЛДПР, всегда говорила, что российская элита не верит в свою страну, держит свои деньги за рубежом, там покупает дома, учит детей, там развивает производство. При этом переноса лучших западных практик на российскую почву практически не происходит: те же люди, что там являются образцом законопослушания, стратегически мыслящими предпринимателями, благотворителями, тонкими ценителями искусств и покровителями спорта, здесь беззастенчиво грабят, выжимают последние соки из разваливающихся российских предприятий, уходят от налогов и живут на Рублевке за трехметровыми заборами.

Собственно, эти товарищи ведут себя как оккупанты на временно занятой территории, и именно они являются настоящими иностранными агентами - это они тащат народное добро на Запад, это они сделали синонимами слова богатство и воровство, это они дискредитировали понятия свобода и демократия. Для их поимки не надо приходить с обысками к правозащитникам: по высоте забора дачи компетентные органы легко отличат тех, кому есть, что скрывать. Кстати, среди западных политиков огораживать себя заборами отнюдь не принято.

Борьба с подобной «элитой» должна быть священной для любого гражданина России. Чутко улавливающий общественное настроение Президент Путин, который на протяжение последних 12 лет был не только главным предводителем этой части общества, но и ее защитником, гарантом ее интересов внутри страны и за ее пределами, пытается сейчас оседлать народное возмущение, сделать эффектные жесты в адрес общественного мнения, ничего не поменяв по существу. Используя свою монополию на федеральные телеканалы, он смог достичь раскола: наиболее консервативная часть «традиционной» оппозиции власти (из числа сторонников КПРФ, ЛДПР, православной общественности, национал-патриотических кругов) увидела во внезапно изменившейся власти меньшее зло по сравнению с «прозападной» либеральной публикой с Болотной площади. Разве мыслимо еще совсем недавно было бы обращение Путина к прошедшему в эти выходные съезду КПРФ, и бурные аплодисменты собравшихся делегатов в качестве ответной реакции? В итоге две оппозиционных ветви оппозиции успешно начали бороться друг с другом, «системная» оппозиция с «несистемной», реализуя старинный принцип «разделяй и властвуй».

Но у этой тактики есть и обратная сторона. Пиар пиаром, а целый ряд конкретных шагов Кремля подрывает единство власти. Нет сомнений, что несущийся со всех телеэкранов после отставок министра Сердюкова и особенно председателя комиссии по депутатской этике Пехтина тезис единороссов «президент показывает, что у нас неприкасаемых нет» соответствует действительности. Так у нас никогда не было неприкасаемых, вспомните хотя бы Ходорковского! Путин всегда показывал, что может в одночасье отобрать что угодно у кого угодно. Вот только были четкие правила игры: если чиновник лоялен системе и действует по ее правилам, не выносит никакого сора из избы и беспощаден к отступникам, то ему ничего не угрожает, сколько бы он ни крал, и что бы он не разбазарил. Примеры тому столь многочисленны, что даже перечислять их - тратить время. В конце прошлого года ситуация резко изменилась.

Элита перестала понимать, что происходит. По Думе в смятении бродят депутаты, чьи портреты улица несет на плакатах, множатся фигуранты антикоррупционного списка «золотых кренделей» - а среди них много людей известных, которых год назад в обмен на помощь в их работе настоятельно попросили пойти в Думу, потому что у «Единой России» были проблемы с рейтингом - и недоумевают, зачем они ввязались во всю эту грязную историю. Министры не понимают, кто и где принимает какие решения, но точно знают, что им за них отвечать, а правительство может быть распущено в любой момент. Губернаторы вроде по-прежнему зависят от центра, но теперь должны проходить процедуру выборов, а значит, нельзя ассоциировать себя с совсем уж антинародными решениями Москвы.

И когда на этом фоне силовики прикрываются старой инициативой Кудрина об управлении госдолгом, чтобы украсть 15 трлн. рублей (!) из федерального бюджета путем создания специальной компании - так называемого Росфинагентства (по моей агентурной информации, эта структура создана уже полтора года назад и ждет своего часа), а депутаты должны за это безвольно проголосовать, тут уже у самых лояльных возникают вопросы.

На прошлой неделе это недоумение достигло пика. Во-первых, после заседания ключевого в Думе комитета по экономической политике представители всех фракций солидарно внесли поправки против спущенного из правительства закона о Росфинагентстве - невиданная для российского парламента история, оставшаяся практически незамеченной увлеченными коррупционными скандалами СМИ (кстати, не затем ли их начали, чтобы скрыть тему с 15 триллионами?). Во-вторых, начались активные разговоры, что делать с принятым в первом чтении в минувшую пятницу вышеупомянутом законе о запрете на иностранные счета.

Вокруг этой темы копья ломаются давно. Полгода назад, после длинных и сложных консультаций и переговоров ваш покорный слуга объединился с одним из самых жестких своих оппонентов из партии власти Сергеем Железняком, и мы внесли закон об уголовной ответственности за недекларирование зарубежной собственности, в том числе недвижимости, счетов и ценных бумаг. Уголовная ответственность, помимо всего прочего - это лишение мандатов. Подчеркну - не запрет на владение, а обеспечение прозрачности перед лицом избирателей. В конце концов, если кто-то хочет голосовать за миллиардеров, или выдающийся международный предприниматель хочет поработать на российское правительство - почему бы и нет, если только все потенциально уязвимые точки известны, и уверены в законности происхождения средств?

Однако проходит всего неделя, и четверо депутатов из всех четырех думских фракций вносят конкурирующий закон о полном запрете всех счетов и имущества. Очевидно, без указания Администрации президента такая инициатива и в такой форме появиться не могла. Ее цель простая - вместо реального пути прозрачности и подотчетности власти обществу, предложенного нами, внести заведомо нереализуемый сценарий полного запрета; тем самым, после его принятия, иметь возможность давить на каждого нарушителя, вынуждая его идти на компромиссы, выгодные Кремлю.

Однако волна сопротивления оказалась слишком сильной. Например, приславший свой отзыв на этот законопроект от лица правительства едва ли не главный российский специалист по элитам Владислав Сурков формально поддержал текст инициативы, но при этом раскритиковал все его основные положения. Арбитром пришлось выступить лично Путину, что он и сделал, традиционно унизив депутатов - после широко разрекламированного принятия в январе думского варианта закона он прислал свой собственный, после чего незавершенная процедура была прервана, и «Единая Россия» с неменьшим энтузиазмом развернулась на 180о и начала обсуждать уже новый текст.

В итоге взят компромиссный вариант: недвижимость иметь можно, счета и акции - нельзя. Правда, мне интересно - а как можно владеть (и, главное, эксплуатировать) недвижимость, не открывая при этом никакого, хотя бы технического счета? Равно как и очевидно, что почти нет российских предприятий, в состав которых не входили бы иностранные юридические лица, через которые ведутся расчеты с иностранными контрагентами (про оффшоры уж молчу, туда им и дорога). Более того, я могу назвать несколько десятков стран мира, в которых операции по обмену валюты туристами осуществляются с помощью открытия счетов. Наконец, покупка сим-карты в отпуске - это тоже открытие счета. Не верю, что столь много ездящие по разным странам мира российские чиновники этого не понимают.

В общем, все происходящее напоминает не борьбу за интересы российских граждан и российской экономики, а за искусственное создание нового компромата на депутатов и чиновников, как будто существующего недостаточно. Вместо решительной чистки, которую требует общество, вертикаль власти окончательно окукливается и сменяется круговой порукой. Жулики и воры окончательно приносят в государственное управление хорошо известные нашему обществу принципы и понятия криминального мира, цинично прикрываясь при этом начатой оппозицией борьбой с коррупцией. Вот если бы они еще и за базар научились отвечать…

На английском в The Moscow Times.

Госдума, закон, коррупция, прямая речь, Единая Россия

Previous post Next post
Up