Еще о реальном отношении правительства к информатизации

Mar 05, 2009 17:37

Тут прислали прелюбопытнейший документ - статистика использования Интернета в школах. Как известно, в рамках нацпроекта 100% школ было подключено к Интернету, причем по плану старого Мининформсвязи оплата производилась централизованно за счет средств федерального бюджета. Однако с осени 2008 года нагрузка была переложена на регионы. Сначала мы были свидетелями массовых отключений; однако в результате скандала и последующего вмешательства Медведева ситуация была вроде бы как исчерпана.

Тем не менее, как видно из этой бумаги, в результате всех этих манипуляций субъекты закрутили гайки с оплатой, и доступ в Интернет для школьников в ряде регионов был резко сокращен, и в целом по РФ неуклонно уменьшается. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день...

Информация о реализации направления «Внедрение современных образовательных технологий»
Мероприятие «Обеспечение трафика для школ, подключенных к сети Интернет в 2006 - 2007 годах»
Динамика доступа к ресурсам сети Интернет

В рамках мероприятия е «Обеспечение трафика для школ, подключенных к сети Интернет в 2006 - 2007 годах» ведется мониторинг объемов используемого Интернет-трафика, оплачиваемого из средств федерального бюджета в рамках Государственного контракта с ОАО «РТКомм.РУ» от 19 февраля 2008 года №П5. По данным ООО «РТКомм.РУ» на 18 февраля 2009 года доступ к сети Интернет за счет средств федерального бюджета обеспечен 27 408 общеобразовательным учреждениям (ОУ) из 52 063 подключенных в 2006-2007 годах (с учетом 1 777 закрытых ОУ). На региональное финансирование уже перешло 22 878 ОУ, для которых до конца 2009 года будет обеспечена услуга доступа к системе контент-фильтрации.

В январе-феврале 2008 года Интернет-трафик предоставлялся всем 52 063 подключенным ОУ. Объем трафика составил
• в январе 2008 года - 35 454 Гб,
• с 1 по 15 февраля 2008 - 21 124 Гб.

С учетом ОУ, переходящих ежемесячно на оплату трафика из средств региональных бюджетов, объем потребляемого Интернет-трафика
• в январе 2009 года - 22 433 Гб,
• с 1 по 15 февраля 2009 - 11 530 Гб.



Наиболее активными пользователями предоставляемой услуги доступа к сети Интернет в январе- феврале 2008 года являлись следующие субъекты Российской Федерации: Еврейская АО, Хабаровский край, Чукотский АО, Чувашская Республика - Чувашия, Мурманская область, Республика Карелия, Красноярский край, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО, Ханты-Мансийский АО- Югра, Челябинская область, Ямало-Ненецкий АО, Ставропольский край.

Среднемесячный объем потребленного Интернет-трафика колебался от 3Гб на одно ОУ (Еврейская АО) до 1 Гб (Ставропольский край).

В аналогичный период 2009 года можно выделить следующих наиболее активных пользователей. Например, Чеченская Республика, где среднемесячный объем потребления трафика в 2009 по сравнению с 2008 годом вырос со 154,57 Мб до 256,50 МБ на одно ОУ.

В Ненецком АО объем потребления трафика в январе 2009 по сравнению с январем 2008 годом вырос с 422,66 Мб до 2 475,40 МБ на одно ОУ, а в феврале с 204,39 до 1 501,86 Мб.

В Республиках Марий Эл, Чувашской Республике, Московской и Волгоградской областях, Краснодарском крае среднемесячный объем потребляемого трафика вырос почти в 2 раза, а в Республике Ингушетия более чем на 60%.
В целом по федеральным округам ситуация сложилась следующим образом.

Наиболее существенно (более чем в 10 раз) снизились объемы потребления Интернет-трафика в регионах Дальневосточного федерального округа - в Амурской области, Еврейской АО, Приморском и Хабаровском краях, Чукотском АО Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края.



Практически во всех регионах Приволжского федерального округа объем потребляемого Интернет-трафика в расчете на одно ОУ не уменьшился. Наиболее активно используют доступ к ресурсам сети Интернет школы Республик Татарстан, Марий Эл, Чувашии и Ульяновской области.

В Северо-Западном федеральном округе абсолютным лидером является Калининградская область, в которой объем Интернет-трафика увеличился почти в 2 раза.

В Сибирском федеральном округе продолжают интенсивно работать с ресурсами сети Интернет школы Красноярского края, Кемеровской и Новосибирской областей, Республик Хакассия и Алтай. Лишь школы Республики Тыва сократили доступ в Интернет в 6 раз.

В Уральском и Центральном федеральном округах не наблюдается резкого изменения потребляемого Интернет-трафика.

В Южном федеральном округе почти в 2 раза сократилась активность работу с сетью Интернет школ Республик Дагестан, Калмыкия, Северная Осетия-Алания.

Переход на оплату доступа ОУ к сети Интернет из средств бюджетов субъектов Российской Федерации

Информация о поэтапном переходе субъектов Российской Федерации на оплату доступа ОУ к сети Интернет из средств региональных бюджетов собирается еженедельно в виде заполненных форм в соответствии с письмом Рособразования от 19.09.02008 № 15-51-899ин/01-09 «О предоставлении еженедельных отчетов» за подписью А.В. Рождественского.

На 2009 год в 41 субъекте Российской Федерации определен переход на региональное финансирование в виде региональных конкурсов, из них: 10 контрактов с провайдерами на обеспечение доступа к сети Интернет ОУ заключено ранее на 2008-2009гг., 18 контрактов заключено на 2009г., 5 в стадии заключения, в 4 регионах проводятся конкурсные процедуры, в г. Санкт-Петербург конкурс не объявлен, в Республике Мордовия конкурс не состоялся, в Республике Ингушетия заключен договор на период с 01.01.2009г. по 31.09.2009г., в Пермском крае государственный контракт заключен на 1-й квартал 2009 г. (готовится конкурсная документация для объявления конкурса на 2-4 кварталы).

Ростовская, Воронежская области и Республика Марий Эл изменили механизм перехода на региональное финансирование в 2009 году с регионального централизованного конкурса на субвенции в ОУ, муниципалитеты и городские округа. В Ростовской области такой переход был запланирован в 2008 году, в Республике Марий Эл причиной явились несостоявшиеся совместные торги (не было подано ни одной заявки).

В 42 субъектах Российской Федерации механизм перехода на региональное финансирование оплаты Интернет-трафика определен в форме субвенций, средства выделены.

По данным мониторинга в зоне риска по возникшим в декабре 2008 года и неустраненным на настоящий момент организационным вопросам остаются 2 региона:
- Тульская область - не отработана единая схема подключения провайдеров к узлу доступа контент-фильтрации из-за большого количества провайдеров, заключающих договора с ОУ, на 11 февраля 2009 года не оформлены в срок договора по 182 ОУ из 320;
- Воронежская область - из-за задержки подписания агентского соглашения между Воронежским филиалом ОАО "ЦентрТелеком" и ОАО "РТКомм.РУ", возникли проблемы с заключением договоров для ОУ в ОАО "ЦентрТелеком". На данный момент Воронежским филиалом ОАО "ЦентрТелеком" начата работа по оформлению договоров.

Анализ эффективности использования стандартного (базового) пакета программного обеспечения в школах в 2008 году

Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации №1447-р от 17.10.2007 года Рособразованием организовано размещение государственного заказа по проекту «Обеспечение лицензионной поддержки стандартного базового пакета программного обеспечения (СБППО) для использования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в 2007 - 2009 годах» (далее - Проект).

Для достижения цели обеспечения использования в установленном порядке федеральными государственными образовательными учреждениями, государственными образовательными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными образовательными учреждениями, реализующими общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее - образовательные учреждения), программ для ЭВМ при осуществлении процесса обучения, в рамках проекта были решены следующие задачи:
1. Обеспечена лицензионная чистота программных продуктов, вошедших в состав СБППО, на три года с момента заключения соответствующих соглашений.
2. Осуществлена доставка программных продуктов, вошедших в состав СБППО, на физических носителях в 56058 образовательных учреждения.
3. Образовательные учреждения обеспечены информационно-справочной, методической и технической поддержкой по вопросам установки и использования СБППО.

Анализ статистики регистрации образовательных учреждений на портатехнической поддержки, а также активации программных продуктов СБППО показывает, что более 70% образовательных учреждений Российской Федерации установили и используют в учебном процессе программные продукты, предоставленные в рамках реализации Проекта. Указанные данные коррелируют с оценками Мининформсвязи России по использованию нелицензионного программного обеспечения в образовательных учреждениях, приведенными в письме Министра информационных технологий и связи Российской Федерации Л.Д. Реймана №ЛР-П13-1732 от 17.04.2007 в адрес первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева.

Для оценки эффективности использования в учебном процессе программных продуктов, вошедших в состав СБППО, были выбраны следующие критерии:
1. Соответствие возможностей программных продуктов из состава СБППО требованиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, а также примерным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования .
2. Обеспеченность программных продуктов из состава СБППО информационно-справочными материалами и учебными курсами.
3. Повышение уровня подготовки выпускников образовательных учреждений при использовании в учебном процессе программных продуктов из состава СБППО.

Проведенный анализ эффективности использования программных продуктов из состава СБППО показывает, что функциональные возможности программных продуктов, закупленных в рамках выполнения работ (оказания услуг) по Проекту, в значительной степени перекрывают требования к навыкам и компетенциям, предъявляемым к выпускникам образовательных учреждений. При этом следует отметить, что в состав СБППО не включены программные продукты, дающие представление об использовании геоинформационных систем в исследовании экологических и климатических процессов, городского и сельского хозяйства.

По уровню обеспечения программных продуктов из состава СБППО информационно-справочными материалами и учебными курсами следует отметить высокое качество учебных материалов, дифференцируемость по глубине предлагаемого материала, а также наличие специализированной среды для организации обучения и контроля знаний. Востребованность учебных материалов подтверждается общим количеством учителей и учащихся, воспользовавшихся сервисом дистанционного доступа.

Учитывая сроки выполнения работ (оказания услуг), предусмотренные государственным контрактом по Проекту , предоставление образовательным учреждениям пакета СБППО в 2008 году существенного влияния на уровень подготовки выпускников не оказало. Однако необходимо отметить, что рассматривая реализацию проекта по обеспечению лицензионной поддержки стандартного базового пакета программного обеспечения (СБППО) для использования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в 2007 - 2009 годах в комплексе с результатами реализации мероприятия «Внедрение современных образовательных технологий» приоритетного национального проекта «Образование» в части обеспечения доступа образовательных учреждений к сети Интернет, можно сделать вывод, что в настоящее время в Российской Федерации обеспечены необходимые условия для повышения качества образования.

Минобрнауки, Мининформсвязи, документ

Previous post Next post
Up