На проходящей 8-9 декабря в Дрездене Мастерской будущего (постоянно действующий экспертный круглый стол в рамках Петербургского диалога, проходит под председательством А. Рара и Н. Черкесовой) была проведена любопытная ролевая игра. Четырем группам (по две с российской и немецкой стороны) было предложено выработать программу для, соответственно, Германии и России по ряду вопросов.
Группе, в которой я принимал участие, и которая вырабатывала позицию для канцлера, были предложены следующие темы:
- новый формат восточной политики Германии
- проблема реформирования международных институтов
- надежность поставок энергоносителей в ЕС
- пропагандистская работа для улучшения образа России и русских в Европе
В результате часового мозгового штурма, в течение которого мы пытались влезть в шкуру рядового немца, мы написали следующую программную речь для фрау Меркель:
Meine damen und herren, дорогие друзья!
Угрозы, которые несет с собой финансовый и экономический кризис, требуют от федерального правительства Германии новых ответов.
Мы стоим перед выбором: помогать финансовым институтам затыкать дыры в своих балансах, полученные в результате проведения безответственной инвестиционной политики - помогать за счет налогоплательщиков! - либо решать возникающие проблемы иным способом. Главным приоритетом наших действий является недопущение снижения жизненного уровня наших граждан. Для этого мы должны обеспечить немцам достаточное количество рабочих мест, а немецкой промышленности - новые рынки сбыта.
В нынешней обстановке мы обращаем свои взгляды в направлении, недостаточно освоенном в силу разных причин немецким бизнесом. Сегодня я представляю вашему вниманию концепцию нового подхода к реализации нашей политики на Востоке.
Блоковое мышление, характерное для ХХ века, необходимо оставить в прошлом. Благодаря нашим американским союзникам, благодаря блоку НАТО у Германии сегодня нет значимых военных угроз. Но никакие союзники не смогут нам помочь выстроить новое будущее нашей страны в XXI веке.
Предлагаю вспомнить старые добрые времена, времена Ганзейского союза, и создать Ассоциацию Балтийских стран - Ассобалт. В рамках Ассобалта создать общие финансовые институты - Балтфонд (фонд прямых инвестиций, направленный на реализацию общих для стран региона проектов) и Балтбанк (банк развития, кредитующий частный сектор). Главная задача Ассобалта - модернизация и создание новой инфраструктуры, гарантирующей общность рынков сбыта и рынков труда.
В качестве пилотного проекта предлагаю реализовать проект Балтийской скоростной мультимодальной магистрали, соединяющей высокоскоростной железной дорогой, автобаном, оптоволоконной линией, а в будущем, не исключено, газо- и нефтепроводом Берлин-Гданьск-Калининград-Минск-Москву с перспективой ее продолжения далее вглубь России. Это позволит снять многие опасения у наших польских соседей, решить проблему Калининградского анклава России, возникшую после вступления в Шенгенскую зону прибалтийских государств - но, главное, это крупный инфраструктурный проект, который даст десятки тысяч рабочих мест для немецких граждан, загрузит немецких подрядчиков.
В центре интеграционных усилий мы должны поставить задачу распространения истинно европейских, немецких ценностей в странах Ассоциации. Кадровая проблема стоит весьма остро, как в новых членах ЕС, так и в других странах региона, прежде всего - в России. Мы в состоянии помочь решить эту проблему, тем более, что экспорт кадров из Германии создаст надежную базу экономической и культурной интеграции наших соседей в общее пространство.
Предлагаю сделать Калининград пилотной зоной приложения усилий Ассобалта. На его территории, по согласованию с российской стороной, возможно создать Европейскую Академию Управления (Евроакадемию) - новый университет, готовящий специалистов для госслужбы, прежде всего - для муниципальных служб, испытывающих наибольший кадровый голод, а также для бизнеса. Молодые люди и проходящие переподготовку опытные специалисты могли бы находить себе гарантированную работу в странах Ассобалта, согласно согласованным при создании Академии квот.
Евроакадемия может стать лишь одним из элементов более масштабной инициативы Ассобалта в сфере образования. Приоритетной задачей, направленной на возникновение и усиление общих для наших стран ценностей, может быть согласованная реформа школьного и высшего образования.
Особо важным считаю именно школьное образование. Оно закладывает основу мировоззрения граждан наших стран. Гармонизация системы образования общеевропейского пространства в этой связи становится основой дружбы между населяющими его народами в будущем. Верно и то, что заключение договора между странами Ассобалта о согласованной политике в этой сфере послужит фактором долгосрочной предсказуемости наших отношений. И в качестве первого шага предлагаю провести согласование школьных курсов истории, как минимум между Германией, Польшей, Россией и странами Прибалтики, а также, возможно, Украиной и Белоруссией.
Совместное технологическое развитие может опереться на специально созданный Балтийский фонд науки и технологий.
Никакая дружба в сфере политики не будет устойчива, если не будет подкреплена доверием в экономике. Не секрет, что предсказуемость и надежность поставок энергоносителей из Восточной Европы и, особенно, из России, является крайне важным для нашей страны и всего Евросоюза. Наличие непрозрачных посреднических фирм, действующих на территории Украины, усиливает риски системы в целом. Поэтому предлагаю сформировать общеевропейского оператора, действующего как минимум до границ России, который бы обладал компетенцией транспортировки и сбыта природного газа на территории ЕС и стран Восточной Европы.
Параллельно возможно реализовать и ряд других проектов, имеющих выход в энергетическую сферу. Такими может стать совместная с российскими компаниями разработка месторождений арктического шельфа с параллельным строительством нефтеналивных терминалов в Мурманске и терминала LPG в Норвегии (например, в Киркенесе или Ставангере, с включением в общеевропейскую газопроводную систему).
Еще один возможный проект - развитие альтернативной энергетики, основанной на новейших технологиях сжигания угля и торфа, освобождающая дополнительные резервы природного газа для частных потребителей. Для учета энергетического баланса возможно ввести общеевропейскую расчетную энергетическую единицу - энерго - а торги энергоносителями вести в этой единице на специально созданной для этого биржевой площадке, которую можно расположить, например, в Санкт-Петербурге.
Другим проектом, связанным с энергетикой, с одной стороны, и с решением все нарастающих экологических проблем континента, может стать программа утилизации мусора и бытовых отходов на территории стран Восточной Европы, опять-таки с генерацией электрической или тепловой энергии, и переработкой отходов в промышленности. В этом вопросе мы уже отстаем от некоторых других стран, например, от стремительно растущего Китая, активно осваивающего в этой области Восточную Европу.
Наконец, немецкие строительные компании, действуя в условиях гарантий со стороны германского правительства, могут выйти на рынки стран Восточной Европы, где бум в сфере недвижимости сменился паникой, при том, что высокие цены, немыслимые для нашей страны, продолжают сохраняться, делая эти рынки весьма привлекательными объектами для вхождения.
В завершение скажу, что мы с вами живем в интереснейшую эпоху, в которую закладывается основа будущей мировой политической и экономической архитектуры. Потерявшие свое значение институты, как, например, ОБСЕ, должны быть без ложной сентиментальности отброшены, и на их месте созданы новые. Евросоюз должен по праву стать коллективным членом СБ ООН и взять на себя ответственность за поддержание стабильности на всем континенте - от Атлантики до Тихого океана.
Не сомневаюсь, что представленная программа может и должна стать основой процветания нашей страны, всего Евросоюза и целого континента в XXI веке, базой для мира и стабильности в нашем регионе.
Спасибо за внимание.