Татьяна Плотникова для "Русского Репортера"
Летательный исход
Санавиация, Салехард, Ямал, ненцы, олени, и злой дух Нга.
Далее >> Репортаж великолепный, но надо прояснить некоторые моменты. Прозвучало «резервация». Мы смело применяем это слово по отношению к другим, но попробуйте его примерить на себя - коробит. Нет в этом слове хорошего смысла. Может русских на Крайнем Севере в резервацию? Надо разобраться кто там гость, а кто хозяин. Это нам нужна их тундра (точнее, то, что под ней) а не им наши двушки. Мы гости, которые приходят и уходят, гадят по пути. В чужом доме. Тундра - это, правда, ДРУГОЙ МИР, и нечего лезть в чужой монастырь со своим уставом. 80 тыс. полетный час - да пусть хоть 800 тысяч - за разрушение чужого мира надо платить! По гамбургскому счету!
Ненцы получают очень скромный дивидент в виде буранов, медобслуживания с тех космических прибылей, которые имеют недропользователи. Ненцы - один из немногих северных этносов, который не смогла сломать советская система «укрупнения, сселения, перевода на оседлый образ жизни». Спасли их олени, поскольку обеспечивают самодостаточную жизнь. И вот теперь этой жизни приходит конец в виде Бованёнковского и прочих мегаместорождений Ямала. Олени, кстати, не могут переходить через железную дорогу - панический страх при виде «железной змеи»! А железка пересекла пол Ямала. Пастбища деградируют из-за неизбежного техногенного давления.
Рассуждения на уровне обывателей: врача там или пенсионерки надо компенсировать глобальным видением. Речь идет не о халявных буранах, не о субсидиях, не о неизбежных иждивенческих настроениях у некоторых националов, а об уничтожении чужого мира по праву сильного! На запад заглядываться не надо - на оленях до сих пор ездят у нас, а не у них. Своих индейцев там сломали слишком давно. И альтернативы там нет, а у нас есть. Пока еще есть…