Командировка была недолгой - неделя всего, но как глоток свежего воздуха. Уже подзабытое ощущение душевной свежести.
Ездил я как это ни странно и ни удивительно к манси. Туда, где еще не был - на Северную Сосьву, в поселок Хулимсунт (Березовский район ХМАО). Изначально это маленькая-маленькая мансийская деревушка Хулюм-Сунт-Павл в устье нерестовой (язёвой) речки Хулюм.
2
Карта с автофорума. Желтым кружком - место ледовой переправы в створе газопровода, красным - зимник Агириш-Хулимсунт-Приполярный
Когда рядом проложили газовую Трубу и поставили компрессорную станцию, возник поселок газовиков, это произошло во второй пол. 70-х. С тех пор «Северное сияние» озаряет не только Западную Европу, но и Хулимсунт.
В Хулимсунте расположено Сосьвинское ЛПУ (линейно-производственное управление) магистральных газопроводов ООО «Газпром трансгаз Югорск», которое обеспечивает работой почти все трудоспособное население. Сегодня в поселке живет две тысячи человек, триста из них манси и тридцать хантов, остальные - славяне, немножко кавказцев. Разрастание русско-украинского сегмента Хулимсунта обусловлено необходимостью обслуживать Трубу. А ее, действительно, надо обслуживать, как бы многие не думали. Нитке уже 30 лет, трубы сильно изношены. Сегодня аварии на газопроводе - фоновое состояние, а отнюдь не ЧП. Вопрос лишь, где и когда и рванет. Изношенная труба, это когда остается одна лишь изоляция - пальцем можно продавить. На устранении прорывов задействована куча специализированной техники и много людей. Но если с кадрами большой земли все более-менее понятно - они здесь «за рублем», то адаптация к индустриальной реальности манси была мне любопытна.
3
Механизация сосьвинских сел началась в этих краях с прибытием первого гусеничного трактора в Няксимволь в 1958 г. Мальчишки манси были заворожены техникой и захотели учиться техническим специальностям, а общий курс страны на всеобщую занятость в отраслях народного хозяйства сделал такое обучение практически обязательным. При этом сохранялась и ориентация на традиционные сектора экономики: промысловую охоту, лов рыбы, скотоводство (лошади, коровы, олени). К 80-м гг. недостатки плановой экономики сделали эти отрасли глубоко дотационными, а грубые просчеты в сельской и национальной политике привели к неблагоприятным социокультурным последствиям. Но это отдельная тема.
Сегодня профессии вроде машиниста, сварщика, водителя, машиниста и контролера различного рода механизмов широко распространены среди манси. Молодежь почти полностью ориентирована на индустриальный сектор. Охоту и рыбалку как основной вид деятельности они не воспринимают в принципе, и лишь в ряде случаев - как хобби. «Их на охоту их не заманишь, разве что уток пострелять. Леса не знают совсем» - говорят старики. Старшее же поколение (от 40 и старше), несмотря на индустриальные профессии, еще «дышит» лесом, наследуя родительские и дедовы установки. Современные же мансийские родители нацеливают детей на получение хорошего образования и большую интеграцию в городское общество.
Рабочие-манси выкраивают время между сменами для промысла в лесу. Пенсионерам чуть проще. В тайге по-прежнему сохраняется деление на угодья, лишь некоторые из которых юридически закреплены. Фактически же все охотники знают, где чья земля, и не суются в чужие края. Главным является пушной промысел на соболя, который для некоторых является существенным финансовым подспорьем (цена за шкурку 2,5-4 т.р.). При должной сноровке за сезон можно добыть два-три десятка. Следом по важности идет мясная охота на лося, далее промысел мелкой дичи. Снегоход и моторная лодка есть почти в каждой мансийской семье. Маршрут до зимовий, как правило, не превышает 50 км в один конец, сетями рыбачат в пределах 20-30 км от Хулюма, лишь весной и осенью предпринимая вояжи по 200 км - что-то вроде домашнего туризма.
4
Алгадьев Михаил Ильич. На Буран стали ставить китайский движок, четырехтактный, проблемы с заводом, но меньше греется
Сюрпризом стала для меня спортивная зимняя ловля у манси. Под спортивной ловлей я понимаю использование малопродуктивной снасти: удочек и жерлиц. Побывав на одной такой малопродуктивной рыбалке для души (для собак), мы за полдня наловили рыбы на котел. Это несерьезный лов. Вот пройтись осенью неводом и вынуть 200 кг за раз - это серьезно. Кстати, можете за меня порадоваться - я поймал хариуса. Было очень неожиданно вытащить его из-подо льда Северной Сосьвы.
5
6
Охота и рыболовство сегодня носят подсобный характер, и это скорее потребности души, нежели тела. Поэтому взрослые респонденты-манси довольно уверенно называют охоту и рыбалку традиционными видами деятельности манси, с другой - указывают на то, что большая часть продуктов закупается в магазине, нежели добывается и производится своим трудом. Последние коровы Хулимсунта уходят под нож, потому что держать скотину становится невыгодно, хотя никто толком не может пояснить почему. Лошадей в Хулисунте давно уже не осталось, как и оленей. Уже пару десятков лет назад для ритуального жертвоприношения брали корову, а не «правильных» коня или оленя. Сегодня вообще жертвоприношений в традиционном понимании не делается, забой да. Огороды пока сохраняются, хотя они, вероятно, тоже имеют редуцированную форму.
7
Если для славянского населения Хулимсунта первейшим транспортом является автомобиль, то для манси по-прежнему главным средством передвижения является лодка. Лучше две. А еще лучше три: калданка (узенькая верткая лодочка для одного человека), горнячка (узкая длинная грузоподъемная) и Обянка/Казанка/Крым (заводская жестяная). Мотора желательно два. «Ямаха» 20-30 л.с. и «Ветерок-8», это как минимум. Чтобы вывести сено с речных покосов лодки раньше спаривали и страивали. Сейчас это тоже уходит в прошлое.
8
9
10
Автомобили есть почти в каждой семье. Как минимум один на ходу, и один-два разной степени ушатанности гниют во дворе. Дальше Хулимсунта манси выезжают неохотно - не любят они покидать родные места. Получив образование на большой земле, поработав там, многие стремятся вернуться в родной поселок. Так, вернулись на Сосьву два друга манси: Самсоныч & Сварной, большую часть жизни проработавшие на Крайнем Севере сварщиками: в Надыме, Уренгое и Пангодах.
11
12
Так что Север Северу рознь. Сегодняшняя мансийская молодежь также в массе своей ориентирована на трудоустройство дома, получив неподалеку (Югорск, Игрим) какую-нибудь техническую специальность. Есть и те, кто стремится получить высшее образование, но их значительно меньше.
Молодежь в большинстве своем уже не говорит на мансийском, и мало кто его понимает. Смешанные браки стали скорее нормой, нежели исключением. Номинальное (по документам) омансячивание всех потомков смешанных браков, рисует в статистике пышную картину увеличения численности манси. Этим любят козырнуть региональные чиновники, не вдаваясь в детали. А детали таковы, что разговорным языком никто не владеет, почти никто не может сформулировать суть традиционной мансийской культуры (в отличие от русской, допустим), а сама эта культура является сегодня чем-то воистину неуловимым.
13
мой компаньон Анатолий Устинов опрашивает Михаила Алгадьева на счет местной топонимики
Даже самые наши «ортодоксальные» респонденты указывают, что они не владеют теми знаниями, что имели родители, что «знающие» старики ушли в мир иной, а они (40-50 -летние ныне) поздно спохватились. Про молодежь и говорить нечего. То, что осталось от некогда традиционной культуры держится буквально на двух-трех семьях. Их главы с некоторыми оговорками относят себя к представителям традиционной культуры. То есть они относительно чистокровные, не православные и придерживаются оригинальной мифорелигиозной картины мира. Материальным ее основанием является набор культурных артефактов, о которых не принято распространяться, не принято показывать, но которые тем не менее бережно сохраняются. Духовным наполнением культуры является самобытные представления о мире, которые они, даже если захотят, не смогут сформулировать. Ментальным же ее выражением являются некие стереотипы мышления - предрасположенности, которые можно выявить только через поведение.
Не мною замечено, но при разговоре с манси, часто бывает ощущение диссонанса: вы как бы на разных волнах эфира, некий буфер мешает общению. Надо перестраиваться. Плюс ярко выражено ассоциативное мышление, которое свойственно всем людям, но у коренных народов оно достигает того особого градуса, который выражается присказкой «что вижу, то пою». При других обстоятельствах (не при анкетировании) это очень интересное состояние сознания - «распускание ума», когда человек облекает окружающий мир в песню, импровизируя в рамках своей культурной традиции. Это достояние именно традиционной культуры, которое, к сожалению, тоже утрачивается. Не знаю, поют ли наши хлеборобы сегодня, сомневаюсь. Передача фольклорной традиции и всего что с ней связано (оригинальный язык плюс структура мышления) возможна лишь в семьях, где живут вместе минимум три поколения. Она наследуется от бабушек внукам, и потому так важна большая семья. Логическое мышление, которое прививалось в школе с 20-х гг ХХ в., повсеместное общение на русском языке, уничижение национального статуса, разрыв поколений при интернатском обучении сделали свое дело - разорвали преемственность и надломили культуру.
14
Отсутствие преемственности между поколениями, на которую указывают все старшие респонденты манси и собственные наблюдения, позволяют говорить о продолжающемся процессе обрусения манси. К сер. ХХ в. окончательно и бесповоротно обрусели некогда мансийские Конда и Пелым, а сегодня этот процесс продолжается в бассейне Северной Сосьвы. Сильное «окультуривающее» влияние оказывает телевизор. К нему, по всей видимости, еще не выработаны антитела (не только у манси, признаемся), и информация воспринимаются некритично. На свою голову я спросил одного пожилого манси как он относится к присоединению Крыма, а он мне стал отвечать как телевизор, буквально фразами Киселева: про влияние запада, про злокозненного Обаму. Боже - подумал я, - и манси туда же. Полгода назад этот человек не знал о существовании Крыма, никогда там не был и не будет, а теперь поддерживает его присоединение и поносит Обаму. Телевизоры работают нон-стопом в каждом доме, формируя единую российскую культурную общность. Большой плазменный брат с нами.
15
исторический момент - мы узнаем, что Крым стал Россией
Обратным этому процессу является культивируемое манси родство как этноконсолидирующий механизм. Брачные связи и связанные с этим миграции между Лозьвой, Сев.Сосьвой и Ляпином по-прежнему образуют структуру социального пространства. Эта структура стала чуть менее осязаемой, чем полстолетия назад, потому почти исчез медвежий праздник - краеугольный камень культуры, собирающий вместе манси, как сабантуй татар. Тем не менее, в отличие от приезжих славян, не образующих жесткой сети при всей своей многочисленности, а как бы присевших на край нефтегазовой табуретки, мансийские связи охватывают все Сосьвинское Приобье. Родовые корни запущены глубоко в землю. Потомки от смешанных браков по мере возможности вплетаются в эту мансийскую ткань. Когда манси говорят о братьях и зятьях, они не уточняют двоюродные они или троюродные. У стороннего человека почти всегда возникает путаница в голове. Такое «пренебрежение» деталями заметно увеличивает количество близкой «своей» родни. Какие из такой родни получаются манси, сложно сказать. Надо среди них пожить.
16
Манси Пуксиков Павел Алексеевич
Дам пример самобытной деятельностной практики, которая зиждется на глубочайшем усвоении корней культуры. Лесование как процесс жизни в лесу, когда охота не воспринимается как охота-беготня, а когда лес тебе сам отдает. Настоящий манси-охотник не охотится, он просто берет то, что попросил у природы/ что она отдает. Это особая философия, та самая самобытная, которой уже и не встретишь. Так совсем недавно принято было добывать у сибиряков медведей. Медведь появился перед тобой - его надо брать, нельзя отпускать - плохо будет! И вот один олдскульный кимьяксуйский манси, который попался мне в Хулимсунте, сказал, что добыл так сорок пять медведей. Это не значит, что ему за жизнь встретилось сорок пять медведей (их, вероятно, были сотни), это значит, что природа отдала ему именно сорок пять. Трех из них он взял из мелкашки. Из однозарядной мелкашки биатлонного калибра, которой белок стреляют!!! Я спросил его, а что если б он не попал точно в сердце - ведь в этом случае счет пошел бы на мгновения, на считанные секунды в условиях тайги. У меня холодок по спине от мысли только от одной. Он просто ответил, что у него есть нож. Это спокойное допущение рукопашной схватки (совершенно непоказное) с медведем меня поразило. Он даже не сразу понял мой вопрос, потому что не сразу осознал, что может промазать! И это меня удивило еще больше. «Вот - думаю, человек, который даже тени сомнения не имеет по поводу своей способности попасть в цель». Это совершенно иная философия не только добычи, но и самой стрельбы. Оружие просто исполняет намерение, прицеливание как фактор нестабильности и непредсказуемости результата даже не берется в расчет. Лосей он у своей избушки не берет, потому что они у него там вроде как домашние - от браконьеров скрываются, а добирает подранков, что во множестве оставляют бракоши, гоняя по реке на снегоходах и паля во все живое. В общем, этот манси меня удивил. К нему многие возят пристреливать оружие, а он смеется, спрашивая: вам в спичечную коробку пристрелять, или в 50 копеек. Сегодня он уникум, который раньше был правилом охотничьей культуры.
В Хулимсунте манси по-прежнему группируются в старой его части, которая зовется деревней.
17
Здесь и вправду деревянные дома, на берегу Сосьвы еще сохранились милые глазу амбары из обветренной сосны, торчат сумъяхи во дворах, выдавая угорскую натуру.
18
Есть шикарный дом, в хозяеве которого не стразу угадаешь манси. Во дворе такой порядок, что можно ходить прусским шагом.
19
И уже не кажется странным, что примером рачительного хозяина для этого домовладельца был в свое время "немец", какой-то начальник в ЛПУ.
20
Манси Адин Константин Георгиевич с супругой Зоей Емельяновной (ханты)
Изначально деревня была отделена от поселка, но уже почти срослась, компрессорная станция в стороне и удалена от жилых кварталов на два километра. Сквозная бетонка связывает деревню с поселком и ЛПУ. Между ЛПУ и поселком размещена авиаплощадка и бензозаправка, где есть два сорта бензина и солярка. Заехав туда в выходной, мы увидели как мальчишки кочегарят кальян на капоте старенькой «пятерки». Так что можете быть покойны, все достижения цивилизации доходят в Хулюм. Вопрос лишь когда. Газ в Европу пустили 30 лет назад, а в хулимсунсткую деревню - 3 года назад! Это о многом говорит, как мне кажется. К настоящему моменту почти вся деревня перешла на газовые котлы, нет больше столбов дыма от топящихся изб. Но воду все еще берут из реки.
21
В Хулимсунте все есть для жизни, если вы готовы смириться с полуавтономным существованием. Есть зимник в Югорск, Игрим и Саранпауль. Летом можно перевалить Урал по вдольтрассовому проезду на Вуктыл и Сыктывкар. В Югорск и Березово летает вертолет. В поселке есть корт и физкультурно-оздоровительный центр, но нет тренеров, есть худрук, но нет кружка. Есть большие отпуска и санатории для газовиков. Официального заработка даже одного из родителей, работающего в Газпроме, достаточно чтобы безбедно существовать семье из трех-четырех человек, потому что социальные обязательства компании распространяются на всю семью. Женщины, как правило, трудоустроены в бюджетной сфере.
Впрочем, сельское поселение Хулимсунт, включаюшее в себя Няксимволь и Усть-манью ведет такую же напряженную жизнь как любое другое в России.
22
Максимум обязанностей при минимуме власти и денег. И пусть не смущает наличие Трубы под боком - это деньги Трубы, у которой своя власть. Бумагомарание и бесконечные отчетности стали приметой бюрократии двухтысячных. Глядя на главу местного самоуправления, отважную женщину - Ольгу Васильевну Баранову, я подумал, что хорошо было бы написать про нее репортаж. С названием вроде «Как справиться с Хулимсунтом». Она из тех людей, кто неравнодушен, кто чувствует мансийскую культуру, кто переживает, что ее самобытность растворяется под напором цивилизации. Ей уже кто-то подарил нашу книгу «К уральским манси». Надеюсь, она найдет время ее прочитать. Все же слово деградация по отношению к культуре стоит заменить на трансформацию. Сути это не меняет, смещается лишь сам ракурс видения - меньше эмоций, больше наблюдений. Да и житейское благополучие, как ни крути, растет. Хулимсунт на фоне прочих северных поселков выглядит очень успешным. Здесь не шутят когда пишут что «жизнь планеты в наших руках». Европы, уж точно. В мозолистых руках на большом вентиле)
23
Есть еще один человек, разговор с которым в Хулимсунте мне памятен и дорог. Это местная художница Ольга Мерцалова, работы которой мне известны еще по жизни в Ханты-Мансийске. Я решил с ней встретиться, потому что человек, который пишет такие картины, не может быть обычным. Так и оказалось. Хороший уютный дом, дружная семья, четверо дочерей, картины, кисти. На кухне мы увидели ее свежий триптих с Богоматерью, посвященный событиям на Украине.
24
Как-то так я себе всё и представлял: художница, которая переживает реальность в картинах. И на этом я поставлю точку-запятую - самое важное про Хулимсунт я сказал.
25
P.S. Выражаю особую благодарность Алгадьеву Михаилу Ильичу, который приютил нас в Хулимсунте, его дочери Саше. И всем, кто так или иначе помог нам. Например, водителю бежевого тентованного уазика который тащил нас на брюхе до Хулимсунта.
При копировании и цитировании материалов - ссылка обязательна.