Снова поезд

Oct 28, 2013 13:42

Ночной поезд Пермь-Екатеринбург. Станция Всесвятская. Первый путь. Слабо освещенный перрон. Наряд автоматчиков в путейских жилетках поверх камуфляжной униформы. Служебные собаки на повадках. Берут в кольцо соседние (последние) два вагона и начинают гнуть к земле зеков, которые вываливаются по команде на свежий уральский снежочек.
Выходи…, сядь…, сядь я сказал…, руки перед собой…., и все в таком духе - прямо под нашим окном.
Сели, встали сели, встали - прямо на виду у всего пассажирского поезда.
Даром, что поезд ночной, время-то еще детское - начало первого ночи. Смотрите люди добрые, да не зарекайтесь!



Когда я об этом расскажу в ЕКБ или в Перми, мне ответят: «Ну а чего такого - это же Урал». А я отвечу: «Но я покупал билет на пассажирский поезд, а не на экскурсию по местам лишения свободы. Разве я знал, что на Чусовской к нам прицепят два арестантских вагона». Это будет лукавство - я знал это еще с прошлой недели. Нам точно также прицепили два зарешеченных вагончика. Но в тот раз был интересный собеседник и не было фотоаппарата. Я подумал, что просто случай.

Но, похоже, это регулярный рейс. До июня 2013 года ночной тормозной поезд «Пермь-ЕКБ» ходил через Кунгур по Транссибу. Он отсыпался на запасных путях, потому что должен ехать ВСЮ ночь, а езды там всего 6 часов. Теперь он стал ходить крюком через Чусовскую, Всесвятскую, Гороблагодатскую и Нижний Тагил, кооперируясь в пути с бывшим поездом «Соликамск-ЕКБ» и невольничьими вагонами. Это горнозаводская ветка, пилить по которой все двенадцать часов.

То, что зеков выгружали именно на Всесвятской, я догадался безо всякого расписания. Друг у меня оттуда родом, преподавал на местной зоне. Я даже забор той бесконечной зоны помню, потому что он длинный, а мы как-то раз торопились мимо него на электричку, завершая поход. Должно быть, с вышки это выглядело странно: группа цветастых лыжников с рюкзаками, устало бредущая вдоль забора в глухом таежном углу, заметаемая извечной позёмкой (станция на хребте). Такова специфика уральского туризма.
Я могу набрать много примеров, когда я на Урале шел мимо какой-то зоны, жил рядом с зоной…  К чему это я всё - да все к тому же. Писал уже.

Получился вполне аутентичный уральский поезд. Кажется, именно он должен быть фирменным Пермским, а отнюдь не «Кама», что ходит причесанная на Москву. Это будет исторически справедливо - Горнозаводская ветка самая старая на всем Урале. Самая трудовая, самая мозолистая.
Неплохо было бы на поезде нарисовать колючую проволоку и даму с собачкой (но непременно с овчаркой), и еще что-нибудь оригинальное, например, дачу президента РЖД в миниатюре, но чтоб с вышками и вертухаями - там ведь тоже лагерь! Что добавил ХХ век к барским усадьбам: заборы с колючкой  и вертухаев! Теплые клозеты и бассейн. Всего-то.

Северный Урал, рассказ, наблюдения, антропология

Previous post Next post
Up