Вчера в рамках
VIII Россйиского фестиваля антропологических фильмов прошла публичная лекция профессора Флорентийского университета Паоло Кьоцци. Называлась она «Визуальная антропология в Италии: прошлое и будущее».
Чем запомнился Кьоцци. Как ни странно, в первую очередь, собой. Я никогда не был на лекциях иностранных преподавателей, и потому было интересно послушать. Сначала аудитория была битком забита студентами, ко второй части они рассосались. Девочки шептались:
- Ты чё-нить поняла?
- Чё-то ни фига.
Перевод был не синхронный, а последовательный и потому требовалось приложить некоторое усилия, чтобы оставаться в теме.
У себя на родине Кьоцци читает студентам «Визуальную антропологию», и как всякий антрополог имеет свое личное представление об антропологии и о ее визуальной стороне.
- У меня часто спрашивают на кинофестивалях: «What is your last film?» - вопрос Кьоции произнес по-английски. - Я отвечаю, что не снимаю кино. Меня не понимают.
У меня есть хороший оператор, хороший фотограф, но это не значит, что мы делаем фильмы. «Я не ворую работу у того, кто делает ее лучше меня». Чаще я работаю один: блокнот, ручка, голова. Тот, кто снимает, часто теряет контакт с реальностью и начинает мыслить категориями кино - так улетучивается антропология, и начинается просто кино.
Антропология - это отношения между людьми, а не между человеком и техникой - говорит Кьоцци. Неправильно под детской визуальной антропологией подразумевать кино про детей, это должно быть кино для детей. И не только кино. Способов работы с визуальным материалом предостаточно.
Это было сказано в контексте того, что визуальная антропология не есть лишь производство документальных фильмов, а язык кино всего лишь язык и не более. Кьоции вспомнил как однажды один фильм получил главную награду несмотря на его протест. «Это был визуальный трактат, доказывающий идею автора» - говорит он. Фильм антропологичный по форме, но не по сути. Автор использовал приемы антропологии чтобы доказать, что похороны в Индии на Ганге - это бизнес. Камера в этом случае была не посредником между антропологом и действительностью, а проводником мысли.
Родоначальник документального кино Флаэрти, приехав снимать на Самоа, первый месяц «работал вхолостую»: ходил по деревне с киноаппаратом, и изображал, что снимает. И лишь когда люди совершенно перестали обращать на него внимание, зарядил пленку. Как бы мы ни хотели, сам факт наблюдения уже меняет реальность. Камера лишь усугубляет процесс. Антропология - это, прежде всего, культурное действие.
Своим студентам Кьоцци не дает снимать на видео, а дает двадцать пять кадров фотопленки, чтобы они передали ими все, что хотят сказать.
Было много сказано про становление визуальной антропологии в Италии. Жан Руш, Стефано Соммье, Ламберто Лориа, Джакомо Поцци-Беллини. С именем последнего свзяан первый этнографический итальянский фильм: «Плач старых дев», показывающий жизнь итальянских крестьян. Это 30-е гг ХХ в., когда необязательно стало ехать в Африку, чтобы считаться этнографом. Италия оказалась не менее мозаична в плане культуры, чем Африка. «Италия создана, теперь нам остается создать итальянцев» - эта громкая фраза прозвучала еще в 1866 году и стала запросом на формирование общего культурного поля, на изучение его лоскутов.
Рождение собственно культурной антропологии в Италии связано с высадкой американцев на Сицилии в 1944 году. Солдат сопровождали антропологи из числа итальянских эмигрантов в Америку. Носители двойной идентичности. В Италии была проведена реформа в образовании и создан факультет антропологии в Палермо по заокеанскому образцу.
Пьоцци призвал был очень осторожным с понятием этничностью. Столько голов сложено в якобы этнических конфликтах, что поневоле задумаешься, кому это выгодно. Инструментом в чьих руках является «этничность»?
Совсем недавно я вслед за Познером разбирался с Италией и этничностью. Поэтому попросил Паоло Кьоцци расставить в порядке приоритетности три идентичности: итальянец, флорентиец, тосканец. Паоло поставил против них крестики, и написал снизу Тревизо. Это его родной городок в соседней области. «At first?» - спрашиваю. «At first» - отвечает. Я, говорит, эмигрант во Флоренции.
Вечером после официального открытия фестиваля смотрели фильм Сергея Ястржембского «Африка. Кровь и красота». Фильм экс-политика, бывшего помощника президента. Картина интересная, этнографичная. Но сейчас этим не удивишь. И красоты и крови на экранах предостаточно. Мне лично не хватило сюжетной стройности, стержня какого-то, на который бы нанизывался калейдоскоп самобытных африканских культур. То есть как раз авторской позиции, от которой утром предостерегал Кьоцци.
Превращение политика в визуального этнографа не может не радовать. Но было бы в сто раз лучше, если бы превращение шло в обратном направлении. Политика была бы совсем другого уровня. Человечнее! Не стал антропологом - нечего делать в политике.