Feb 03, 2013 01:32
Неужели все-таки "Cibus, onus et virga asino" [Ослу - пища, поклажа и кнут]. Стерхи, вместо того чтобы лететь в Иран, как им велел альфа-самец, вернулись в родное окское болото…
...
Обидно, что наш поезд, вырываясь из огня, неизбежно застревает в болоте. И вроде есть куда бежать, но смысла нет, да и западло. И вроде право на землю есть, но вернуть ее по-настоящему не получается. 70 лет отчуждения от земли, от веры друг от друга, не прошли бесследно. Не хозяева, но управленцы, не сыны, но пасынки.
Государство, где людям не дают быть хозяевами земли, где отодвигают от настоящих прав, где оберегают от гражданской ответственности, походит на дом-интернат. Из таких заведений выходят социальные инвалиды. Я сам люблю порой пенять на государство-отечество - от того же, что и все: от недостатка внимания, от отсутствия диалога, от неприкаянности. Когда отец бездарен, когда не прививает социальную ответственность, а демонстрирует, как ее избегать, хочется отвернуться. Не грех и тиснуть у него из кошелька, а потом сплюнуть брезгливо «лошара» и уехать в Лондон.
Хочется полностью отвернуться от политики, но она достанет. Она везде - она вплетена в социальную ткань. Трудно быть аполитичным, когда живешь в миру. И чем старше становишься, чем чаще видишь влияние государства на все сферы жизни. Больше замечается плохое и бездарное. Российское государство из века в века демонстрируют, что оно первично по отношению к народу. А русский народ из века век демонстрирует, что, в общем, не против: царю-батюшке виднее, как его бедового христианина на путь истинный наставить.
Не понимал раньше, почему Солженицин так уповал на земство. Лучшим достижением дореволюционной России называл. Сейчас чуть понимаю - это основа государственности, подлинные столпы демократии и не только ее. Самоорганизация - неотъемлемая часть социальной системы. Подавлять ее, подменять управлением сверху - функция государства. Но государства тоталитарного, неосмотрительного, рушащего стул, на котором сидит. Нужен баланс. Российское государство традиционно держит земство (ныне муниципальные образования) на очень коротком поводке с тугим ошейником - чтоб глоточек свободы проходил, не больше. Всегда на грани нищеты. Как бы ни были богаты, как бы ни были работящи: с протянутой рукой к вседержителям за своими же доходами, отмытыми банками от пота работяг.
...
Может ли государство опереться на граждан, а не на институты их закрепощения? Перейти от конфронтации к диалогу?
Сколько еще молоть воду в колесе Истории Где качественный переход?
И чем кормят этого осла, что он так скучает по кнуту?
думы,
гражданская позиция,
личное