Что есть современное хозяйство коренных народов Западной Сибири сегодня можно понять из одной лишь статьи.
Вашему вниманию - окружная газета «Новости Югры». № 26(18256) от 24 февраля 2011.
Статья «Расскажи мне сказку, ветер…» о хантыйской семье Ермаковых возле Когалыма.
Просто вырезки:
« - Яна у меня студентка, учится в Уральском колледже строительства, архитектуры и предпринимательства, на факультете земельно-имущественных отношений. Кстати, учебу оплачивают нефтяники Когалымнефтегаза»
«У каждой семьи не тесная избушка как раньше, а большой дом, построенный на средства нефтяников».
«Стадо оленей общее, а экономические соглашения с Когалымнефтегазом у Юрия Марковича и его племянников индивидуальные».
«Дочери «съели» мои зубы, но ничего, заявление на протезирование мы написали, а нефтяники его оплатят».
«Теперь снабжение комбикормом оленей тоже входит в договорные отношения коренных жителей с нефтяной компанией»
А вот и топ: «В Когалыме мы купили квартиру на субсидии, но живем в основном в лесу»
Так и хочется воскликнуть: «чтоб я так жил - это ж рай в чуме!»
Да, оказывается на субсидии можно купить квартиру, которая меньше 1,5 млн.руб за комнату на Севере не стоит! Так обстоят дела на землях нефтяников.
В условиях капитализма приходится признать подобные отношения справедливыми. Есть хотя бы признание самого факта существования аборигенов и их прав на землю, а то, как было в 70-е - все делалось и строилось, как будто тайга ничья - «пустая». Это только для человека западной цивилизации всё ничьё, пока он туда не вступил и не запустил свою мохнатую лапу. На деле, ВСЕ земли давным-давно поделены и освоены. Нет никакой бескрайней тайги и необъятной тундры - все угодья так или иначе использовались человеком с древнейших времен. Так что в данном случае справедливость отчасти присутствует - лишая возможности вести традиционный образ жизни, нефтяники компенсируют эти потери материальными ценностями. Но опять же если угодья юридически оформлены. Другое дело, что выбора они не оставляют.
Не всем когалымским хантам везет, так как Ермаковым, нефть не везде, граница двух участков недр может разделить ближайших соседей. Один участок окажется перспективным на нефть, и за него возьмется какой-нибудь «…нефтегаз», а другой «пустой». Один примется «доить» нефтянку, а другой завидовать. Вот и проляжет между соседями социальная пропасть. Это крах общинного строя.
Традиционная культура не может сохраняться изолированно в XIX в., а рядом идти XXI век. Она умирает мгновенно - с первыми «бусами». Об этом я
писал на примере лозьвинских манси. Сейчас наблюдается странный культурный микс. «Новые» ханты с одной стороны довольно современные прагматичные люди, с другой - у них сохранился традиционный пласт, наиболее полно проявляющийся в почитании сакральных обрядов.
Я иногда думаю, что могут просить у Бога «новые» ханты, когда приносят ему жертву. «О, великий Торум, ниспошли бородатым геологам удачную сейсморазведку на Вынгапуровском лицензионном участке, подтверждающую прогнозные запасы нефти под твоими озёрами, что искрятся, словно бисер на дохе, и под твоими реками, что извилисты, словно глухариные кишки, и под твоими болотами, что бескрайни, словно звёздное небо». «О, великий Торум, пусть же на лондонской бирже баррель нефти будет не меньше 200 у.е., а Венесуэла выйдет из ОПЕК».
И в конце: «И еще, великий Торум, сделай так, чтобы чёртов «буран» перестал ломаться».
автора не знаю
P.S. Олени на комбикорме! Ну, каково, а! И ведь жрут! Скоро ничего экологичного не останется. Сплошной эрзац.
P.S.S. По странному стечению обстоятельств я сейчас как раз я работаю с материалами сейсморазведки на угодьях Ермаковых. Ниже приведен спутниковый снимок с проектируемыми профилями 4-метровой ширины для протягивания проводов. На перекрестках буден заложена взрывчатка на метровую глубину. В желтом круге - стойбище. Не самое удачное соседство.
Потом это дело синхронно шарахнут, и взрывная волна уйдет в землю. По скорости её прохождения через разные породы будут строить графики и объемные модели залегания нефти. Это буровзрывной способ получения данных. Аборигены, конечно, против, но как бы и за. В смысле, взрывы - это плохо, но хороший повод подоить нефтяников. И опять же по профилям удобно на «буране» ездить.
Сетка профилей иногда очень плотная (через 300 м), может проходить через стойбища, кладбища, памятники археологии. Мне это надо выяснить и рекомендовать к исключению из проекта работ отдельные участки профилей.