Ранее, когда мне попадались отчеты о научно-исследовательских работах, где на фотографиях археологи стояли с рейками по колено в снегу, я удивлялся. С годами я понял, что это практически неустранимая проблема прикладной археологии.
Уже как с неделю под Няганью плотно лег снег - тот, который до весны. Думали все - поезд ушел. Но тут наш дорогой во всех смыслах заказчик из Владивостока (привет тендерной системе) таки прислал нам проект трассы для натурного обследования. Сдавать им отчетность надо в марте, т.е. до следующего нашего «поля». Проектируемая трасса линии электропередач длиной более 200 км. В освоенной местности, т.е. вдоль существующего коридора коммуникаций. Однако транспортная инфраструктура такова, что использование наземных видов техники сильно ограничено. И главное - это займет много времени.
Проект пересекает несколько водотоков - все они представляют интерес для археологов.
Практически же, основываясь на многолетнем опыте работ в регионе, уже на камеральной стадии можно с большой степенью вероятностью сказать, есть археология в данном конкретном месте или нет. Вывод делается на основе анализа уже известных памятников археологии, топографических карт и спутниковых снимков. Последние сегодня широко используются как весьма удобный и бесплатный инструмент.
Так вот, анализируя с этих позиций проект трассы, мы делаем вывод, что есть одна река, на которой в створе трассы возможно обнаружение объектов культурного наследия с большой вероятностью. В непосредственной близости от створа трассы уже известны памятники археологии.
2
Трасса как раз пройдет между двумя известными. Надо уточнить их расположение, и дополнительно обследовать противоположный берег. Это первоочередные участки.
Летом эту работу мы бы сделали припеваючи: аргошечка, палаточка, костерок, вдчка. И никаких вертолетов. Но лето прошло. Снег шел каждый день, и не в Примоьрье, а в Приобье, нивелируя рельеф, и препятствуя тем самым визуальным способу обнаружения памятников археологии. Способ этот по сию пору практически единственный и незаменимый. Заказчик вынудил нас работать зимой и терпеть в связи с этим всякие лишние растраты: гостиница, вертолет. Час работы Ми-8 в частной конторе стоит 65 т.р., а других вертолетов по-над Няганью не водится. У Ю-Тэйра цены еще в 1,5-2 раза выше. Сжигать 700 литров керосина в час. Как это вообще возможно в 21 веке!
3
Если где-то в лесу надо совершить посадку с ожиданием, то много зависит от того, будут ли пилоты глушить винт. У них свои правила. Если не согласятся, то придется бегать как ошпаренным - нетрудно подсчитать, во сколько обходится минута работы винтов - 1000 р.
Приехали из Ханты-Мансийска, молясь на Гисметео. Пока ехали, насыпало еще пятнадцать сантиметров снега.
4
Устраиваем перепалку на тему метеорологии - наука это или шарлатанство. Пока шел снег, побеждали сторонники паранауки.
И вот мы сидим на окраине Нягани. Вертодром, у которого мы дежурим, вызывает искреннее удивление.
5
Я уже не первый раз тут, и все равно вызывает. Никаких ограждений, шлагбаумов, лужи при подъезде, вертятся половозрелые собаки, сараи какие-то неподалеку - пилотская, типа. В общем, типичный северный раздрай.
6
Мы сидим в машине и смотрим как грузятся нефтяники. Как муравьи. Движения верны и размеренны.
7
С пилотами мы договаривались на десять утра, но идет снег, видимость ограничена - нас такая погода совершенно не устраивает. Надо отснять все эти 19 участков с воздуха. И высадиться на одном по разные стороны реки. В общем, погода нужна. И нам ее обещали!
Нефтяники тем временем загрузили вертолет. Он как натруженный шмель еле отвалился от площадки и поплыл куда-то вбок.
8
Такое сложилось впечатление. Провожающие просверлили его тяжелым взглядом. Снег все шел.
9
Нам ничего не оставалось делать, как ехать в «Уч-Кудук» - популярную у няганцев забегаловку.
10
Через всю бесконечную Нягань - конгломерат рабочих поселков, один страшнее другого. Объединяет их более-менее приличный многоэтажный район, который является центром. Еще их объединяют очень бодрые вывески, которые обожают во всех северных городах. Это заказанные администрацией надписи типа «Нягань - ты лучшая», «Нягань - свет в оконце», «Нягань, я от тебя тащусь».
11
12
При этом Нягань не может достроить железнодорожный вокзал, который должный были сдать еще в 4-м квартале 2010 года. Многие транзитные пассажиры в Нягани делают пересадку с авиа- и водного транспорта на железнодорожный, и городу вокзал нужен. Помню, в 2008 году пережил ночь в сарае - жалком убожестве, служившим залом ожидания. В девятом его снесли, и до сих пор строят замену. Работает только кассовый зал, где очень тесно. В общем, «Нягань, я от тебя тащусь».
В связи с описанным я чуть не поперхнулся когда прочитал «Oazis Plasa»- название нового торгового центра. Самого большого в Нягани. В Ханты-Мансийске пока такого нет.
13
Построили меньше чем за два года. Имя это настолько не сочетается с обликом Нягани, что вызывает раздражение: в нем видится какая-то издёвка над ситуацией. Вот если б так вокзал назвали! Няганские вывески заставили меня улыбаться не раз. Банный комплекс «Харизма», хостел «Привал», баннер «ФАНЕРА в «Тупике Геологии».
14
15
Это не считая затасканного по всему северу «Северного сияния» и разновидности классического дорстроя - «Узтюмендорстрой».
16
«Уз» - означает узбеки. Они строили Нягань еще при советской власти. Как можно догадаться, «Уч-Кудук» - соседнее с «Узтюмендорстроем» здание. Там всегда людно, но это не значит, что там вкусно кормят, это значит, что в Нягани мало мест общественного питания. И мы, к сожалению, знаем только «Уч-Кудук».
Из вертолета вылазит новая порция вахтовиков. Это уставшие мужики балакающие по-малоросски. Вместо сумок - пакеты из-под сахара с фамилиями. Они рады вернуться с вахты. Дома они еще не скоро снег увидят.
17
Дозаправка. Теперь наша очередь. Больше всего я люблю этап предвзлетный, когда начинают включаться электромоторчики. Приятный нарастающий звук оживающих механизмов. А вот потом я не очень люблю. Силовая установка входит в рабочий режим, начинается знаменитая милевская вибрация, рабочий шум практически сводит на нет возможность общаться в салоне.
Взлетаем и летим над Няганской ГРЭС - новым объектом энергетики, от которого собственно и протянута искомая трасса.
18
Вижу, летим над Няганью - не туда, блин. Пилоты разбираются с нашим навигатором. Ага, стрелочку указания им подавай. - Да ведь трек есть! - А мы по стрелочке летаем. Разобрались, в общем, повернули.
19
Не представляю, как они раньше летали, до gps. Мы пока отсняли город.
20
Район Старой Нягани (Няхань, мрн Восточный)
21
центр
22
Над "Уч-Кудуком", больше фоток города у меня в
галерее23
городское кладбище
Легли на курс.
24
трубопровод Уренгой-Помары-Ужгород
Пилот летит по нашим точкам на реках, давая круг вокруг каждой из них. Мы щелкаем затворами.
25
Одна из обследуемых речек
26
Наконец наша речка - Емъюган, где десантируемся мы вдвоем с Александром Владимировичем.
27
Пилот делает три петли прежде чем находит подходящую точку высадки поближе к отмеченной нами.
28
Это подмерзшее болотце с пересекающей его дорогой. Прямо в створе трассы, но далековато от реки. Высаживает нас и уходит на облет крайних участков. У нас 40 минут пока он обернется. За это время надо провести обследование участка. Приходится передвигаться быстро.Снега уже столько, что можно передвигаться на лыжах, но рельеф пока читается.
29
Никто из нас терпеть не может такие натурные работы, потому что это неправильно - бегать зимой по лесу с лопатами на скорость.
Мы осмотрели участок. Замечательное место: высокая терраса, сосновый бор,
30
стрелка ручья Унштыхтымъюган и собственно Емъюгана.
31
Хорошая река. Таежная, с рыбкой. Впадает в Малую Сосьву. Ниже на 10 км начинается граница заповедника «Малая Сосьва». Но археологии нет. Теперь это надо доказать лопатой. Этот момент меня весьма напрягает в археологии. Даже заведомо зная, что археологии тут нет, надо копать шурфы для отчетности. Копать, чтобы ничего не найти. Чем больше шурфов в отчете, тем лучше. Верхний слой почвы уже схватился и не очень-то копается. Но под ним земля еще мягкая.
А вертушечка уже должна вертаться. Спешим на точку сбора.
Рокот слышно издалека. Ми-8 пролетает над нами, но садится на том берегу. Значит, там вторая группа будет работать. Перелетает к нам. Все эти взлеты-посадки самое дорогое, долгое и щекотливое, если можно так сказать. Вообще, все что связано с подбором площадок щекотливое. Перед посадкой на необорудованную площадку совершается один и тот же маневр. Пилот дает круг и затем на минимальной высоте крадется над лесом.
32
Любопытно, что на этой стадии полета ось движения обычно не совпадает с продольной осью корпуса. Корпус всегда повернут на 15-20 градусов (угол рысканья). Чуть боком заходит то есть. Я все время хочу спросить у пилотов почему так, но все время забываю. Забываю, потому что когда Ми-8 зависает над тобой, все мысли улетучиваются.
33
Площадка ограничена лесом и надо сидеть в ее центре, прямо под вертолетом, не суетиться, потому что за пределами несущего винта сильная зона турбулентности, зимой просто вихрь, и подойти к машине довольно осложнительно.
34
Особенно если после подсадки не сбавляется шаг винтов. А на таких площадках он не сбавляется, потому что неизвестна прочность грунта. Вертолет подсаживается, но держит обороты.
35
Выскакивает бортинженер и тыкает ломом почву, дает отмашку. Вот теперь машина всей массой осаживается на грунт, амортизаторы отрабатывают 11 тонн. Мы вскакиваем в салон, но винты скоро затихают. Это значит, что мы ждем здесь. Первый пилот решил, что в данных конкретных условиях можно заглушить машину. Поскольку мы сидим прямо в створе трассы, то успеваем выкопать еще один шурф на берегу зубодробительного Унштыхтымъюгана.
Взлетаем. Закатный луч находит щель в облаках и ощупывает наш вертолет.
36
Красиво. Очень красиво.
37
Перелетаем реку. Забирает вторую группу. Солнце село.
38
Все размякают.
39
Домой.
40
_______________
_______________
P.S. Расскажите о своей работе. В красках! И не забудьте дать мне ссылку. Я не успеваю за френд-лентой и просмотром новых френдов. Обещаю исправитсья. Ели у вас есть веские основания - пишите в личку.