РИТУАЛ ОСЕННЕГО ВЕТРА from
Alex Romanov on
Vimeo.
Тем кто интересуется уральской этнографией, рекомендую короткометражный фильм об Алексее Бахтиярове. О закате мансийского рода Бахтияровых. Интересный фильм - эффект заката достигается. Не в последнюю очередь благодаря легенде, которую читают за кадром. Но меня как человека знающего главного персонажа, до последнего момента интересовал вопрос - какой же это год? Чтобы он так своих оленей стрелял!
Не знаю, понятно ли зрителю, что Алексей стреляет домашнего оленя? Из стада, которое бесконтрольно паслось несколько лет. Трое братьев Бахтияровых не смогли его сохранить после смерти отца (середина 90-х) и олени разбрелись по горам.
Фильм 2002 года. Я сразу много чего вспомнил о том времени. В том году я впервые увидел героя фильма Алексея Бахтиярова. Мне было 19. Второй курс универа. Поздний сентябрь. Урал. Учебу я временно отложил. Мы с братом поехали побродить в верховьях Вишеры. В том августе мы открыли для себя горы Урала и они нас потрясли. Не прошло и месяца как мы снова туда выбрались. Снова дождь, снова туманы, но как было здорово, как все было ново.
О манси я тогда ничего не знал. В избушку Лёхи на Лиственничном ручье мы уперлись в известном смысле случайно.
С нами с Чувальского хребта пришел большой олень. Леха опешил увидя эту картину: два парня и олень. Даже ружье не стал доставать - ту самую мелкашку, что в кадре. С нами был здоровый старый бык из их бывшего стада.
Он шел с нами с самого утра и утомил тем, что не давал нормально опорожниться - ломился слизывать драгоценную соль, мотал ветвистой башкой, мычал. Был конец сентября, гон. Надо ли говорить, что бык нас напугал при встрече. Я пытался скормить ему сушеный банан, но он предпочитал мочу.
Леха сказал, что этот бык прошлой осенью проткнул ногу его брату. Утешил, так сказать. Пригласил нас в дом (баня на самом деле). И когда через пять минут чисто мансийских размышлений, Лёха решил порешить быка, того и след простыл.
В фильме самое любопытное начинается с эпизода с рацией. Это Вишерский заповедник, и Лёха вышел на связь с конторой в Красновишерске. Сказал, что пойдет на Цитрины (есть такое местечко в полудне ходьбы от него), чтобы зарядить аккумулятор. Однако в кино Цитрины не показывают, а сразу следующий участок - как поднимаются с Цитринов на Ишерим, под перевал, где пасутся олени.
Из сюжета не очень понятно что к чему: вроде как Алексей пошел на Цитрины один (без ружья), а потом вдруг в кадре двое (с ружьем) и непонятные ручные олени, одного из которых вдруг убивают.
Сцена убийства, конечно, атмосферная. Облака, мрачно, покорные олени... Выстрел с трех метров означает, что эти олени уже не домашние, но еще и не дикие. Ручного бы заарканили и привели к дому, а уж там порешили. А дикий бы не подпустил и на 200 метров. И первый жест Лёхи - попытка ухватить за рога, и его улюлюканье - это рефлексы оленевода, уже ненужные.
Цитрины
Почему Цитрины называются Цитринами
Сам факт охоты на территории заповедника мы опустим: Бахтияровы - аборигены, инспектора и "охотились" на свое же стадо. В то время им это было разрешено.
Я бы никогда не выбрал Алексея героем фильма. Он молчун каких еще надо поискать. Хоть и живет на главной тропе заповедника. За Уралом, на восточной стороне, где живут остальные Бахтияровы, есть гораздо более фактурные личности. Собственно и Лехина семья никогда бы не жила здесь, если бы не заповедник. В долину Мойвы, окруженную хребтами приходили летом пасти оленей его предки, а зимние "квартиры" были на восточном склоне.
Семья Николая Бахтияроваа, где-то здесь и Алексей - его сын
Алексей Бахтияров и Сергей Челышев, 2007
На пермской стороне это самый ближний к цивилизации натуральный манси. Дети его уже городские. Так что здесь история пресекается.
Все остальные манси живут за Уралом. Кино еще можно снять! Только легче им от этого не будет. Тут в коменнтах кто-то рекомендовал в Ушме снять "Поворот не туда-6". Думаю, получилось бы неплохо. Могу подарить сценарий - см. первый очерк.
_________________________