Такое бывает нечасто. Когда вдруг какое-нибудь историческое
событие из стародавней летописи получает весомое подтверждение в современности.
Материальное, недвусмысленное. И это сразу ставит его из разряда наукомифологии
в разряд настоящей Истории. Об одном таком случае пойдет речь.
Обычно археологи в Сибири работают с артефактами
дописьменной истории, и сами «от начала до конца» осмысливают их,
интерпретируют. Это обширное поле для гипотез и дискуссий.
Я изложу замечательную историю обнаружения памятника
археологии «могильник Эсский остров» и одной примечательной находки из него. - Могильниками
в археологии называют захоронения людей и всего сопутствующего материала.
В 1985 г.
жителем п. Комсомольский (сейчас г. Югорск, Советский р-н,
Ханты-Мансийский АО) на небольшом лесном острове среди болота в пойме р. Эсс
были обнаружены древние изделия из серебра и бронзы. В тех местах прошел пожар, сгорела лесная
подстилка, в верхнем слое почве обнажились сокровища. На место были приглашены
археологи, с поверхности были собраны все находки доступные без лопаты.
Раскопки тогда не произвели, и первоначально этот болотный островок был отнесен
к категории заброшенных святилищ обских угров (манси/ханты). Расположение святилищ в таежных дебрях весьма
характерно для обских угров, и на некоторое время его оставили в покое.
По мере накопления фактического материала о погребениях в
Среднем Приобье встал вопрос о дообследовании странного памятника, оторванного
от основного скопления объектов археологии, которыми богат бассейн Конды. Появились
основания подозревать в нем могильник, хоть подобное место для погребений к тому
моменту не имело прецедентов.
Раскопками в 1999 и 2000 гг. было установлено, что на
острове среди болот находился ни много, ни мало, некрополь родоплеменной знати
Пелымско-Кондинского княжества вогулов (манси) 15-16 вв. Как пришли к такому
выводу?
В позднем средневековье, к которому относится памятник, началось
социальное расслоение в протофеодальных княжествах обских угров, выделились
элиты. Сооружение некрополя среди болот преследовало цель скрыть его от
непосвященных. Умерших кремировали на стороне, кости и прах привозили на остров,
вероятно по р.Эсс, и помещали в наземный сруб. Остатки срубов были обнаружены
только в 1999-2000 гг. Три коротких ряда погребений по 3-4 могилы в ряд. Захоронены
исключительно мужчины в возрасте от 30 до 60 лет. Уникальное местоположение
кладбища, богатство инвентаря и способ погребения (кремация) указывают на
высокий социальный статус погребенных. Эти факты заставили по-новому взглянуть
на богатые находки, собранные 15 лет назад.
Особенно впечатляющей вырисовалась история серебряного перстня со сценой
заключения Усть-Вымского мира в далёком 1484
г.
«Если обнаружение Эсского могильника можно уподобить
находке иголки в стоге сена, то обнаружение в этих местах столь уникального
предмета выглядит и вовсе невероятно» - говорят о нем археологи.
.
Переносимся в Приуралье, к финальной сцене романа
Алексея Иванова «Сердце Пармы». 1481 год, вогульский князь Асыка убивает
великопермского князя Михаила Ермолаевича во время набега на Верхнекамье. Роман
на этом заканчивается, а вражда нет. Уже через год Москва берет реванш. Войска
под руководством Федора Курбского-Черного и Ивана Салтыка-Травника идут за Урал,
сначала разгромив пелымских вогулов, а затем и ряд обских княжеств. Упоминается
бой в устье реки Пелым, в котором вогульский князь Юмшан (сын Асыки) убежал, погибли 7 устюжан, «а вогуличь
паде много». Поход произвел большой переполох в Сибири, так как помимо богатой
добычи, были захвачены ценные пленники. Русские ратники взяли в полон
«большого» кодско-казымского князя Молдана.
Правитель самого сильного в Приобье княжества оказался в
московской темнице.
На следующий год на поклон к русскому царю едут делегации
ото всех княжеств обских угров, поверженных в походе, просить за себя и за
Молдана. Путь через Урал идет через Усть-Вымь, резиденцию пермского епископа
Филофея, который ходатайствует перед Иваном III за вогульских князей. Поручительство столь высокого уровня
весьма показательно, особенно учитывая, что вогулы «шкуру сняли» с двух
предшественников Филофея на этом посту: епископа Питирима и Герасима.
Иван Великий принимает их присягу, обязует к дани, и
отправляет домой с охранными грамотами. А себе прибавляет звание «Югорский». Это
знаковое соглашение с русским царем
требует более весомого подтверждения, чем бумага. Причем с теми людьми,
с которыми непосредственно враждовали, и в том месте, которое не
раз было целью набегов - в Усть-Вымском городке.
31 декабря 1484 г.
между русскими, вымичами, пермяками, с одной стороны, и казымскими, кодскими и
обдорскими князьями - с другой, был заключен мир.
Процедура заключения мира заслуживает особого внимания, так
как она уникальна, описана в летописи и имеет непосредственное отношение к
перстню, найденному на вогульском кладбище 500 лет спустя.
Мир состоялся в поле неподалеку от
Усть-Вымского городка (сейчас село
Усть-Вымь, респ. Коми).
Сначала в землю вкопали деревянный столб с затесами на
четыре стороны света, на нем укрепили перевернутую комлем вверх ель, на которую
поместили крест, а ниже повесили сделанную из бересты жабу. Под этим
сооружением постелили медвежью шкуру, на которую положили напротив друг друга
две сабли, направленные острыми концами вверх, а также хлеб и рыбу. После этого
на «медведно» попарно выходили для совершения обряда представители враждующих
сторон. Христиане садились под жабой и крестом у подножия столба, а язычники, взяв
в обе руки по сабле, трижды обходили по ходу солнца (с востока на запад) вокруг
ели, вонзали в нее клинки сверху вниз и приговаривали: «Кто этому миру изменит,
того по его обычаю пусть Бог казнит». Далее христиане кланялись кресту, а
язычники - на юг. Завершался ритуал питьем воды из золотой чаши с приговором:
«Если кто изменит, то ты, золото чюй!»
Угорский князь. Художник М.А. Лобырев
СЮЖЕТ НА СЕРЕБРЯНОМ ПЕРСТНЕ С МОГИЛЬНИКА «ЭССКИЙ ОСТРОВ»
ПОВТОРЯЕТ ЭТОТ РИТУАЛ.
На сердцевидной печатке в центре изображена перевернутая
ель, по бокам от которой в позе движения, с расставленными ногами, находятся
две человеческие фигуры в длиннополой одежде. В поднятой руке каждой из фигур -
сабля, направленная острием вниз. У правой фигуры, кроме того, в другой руке
различим еще один предмет, напоминающий чашу. Поскольку на печатке сохранились
следы материала, схожего с сургучом, можно предположить, что этот перстень с
изображением клятвы о мире использовался при скреплении каких-то документов. Сравнение этого изображения
с описанием Усть-Вымского мира лишний раз свидетельствует о том, что в 1484 г. на основании языческих и
христианских обрядов была создана поразительная по своей «гибридности»
процедура, к которой русские, очевидно, прибегали еще не раз во
взаимоотношениях с обскими уграми.
Так пелымский князь Юмшан, 12 августа 1485 г., приехавший к
владыке Филофею в Усть-Вым, тоже по всей видимости заключил с вымскими князьями
мир, сходный по процедуре с вышеописанным. Найденный на р. Эсс перстень уехал
за Урал скорее всего с Юмшаном, главой Пелымского-(Кондинского) княжества
вогулов. О дальнейшей судьбе Юмшана мы ничего не знаем - возможно, он упокоился
на Эсском могильнике.
Перстень аналогов не имеет. Известны похожие вещи среди
бронзовых литых перстней-печаток Северо-Восточной Руси XV - начала XVII века.
Владельцами были русские князья, бояре и чиновники высокого ранга.
Материалы по теме:
Зыков А.П., Кокшаров С.Ф. Эсский остров: из предыстории
русского «взятия Сибири» // Родина. №6, 2002.
Морозов В.М., Пархимович С.Г., Шашков А.Т. Очерки истории
Коды. Екатеринбург, 1995.
Отчет о НИР. Раскопки археологических памятников в Советском
районе ХМАО Тюменской области, проведенные в 2001 году. Екатеринбург, 2002 //
Архив ИИА Уро РАН. Ф. IIА.
Д. 86.
О селе Усть-Вымь можно почитать у
varandej...
В 2010 году перстень вошел в рейтинг топовых музейных
экспонатов «80 сокровищ Югры». Музеем Природы и Человека г.Ханты-Мансийска издан одноименный мультимедийный диск с изображениями "сокровищ" и аннотациями специалистов.
Коллекция находок с Эсского могильника хранится в Музее истории и этнографии г.Югорска.
Описание