Это технический пост. В первую очередь для лыжных туристов. Имеет целью ознакомить страждующих друзей и прочих любопытствующих с лыжной снарягой, представленной зарубежом, но незавозимой в Россию. В силу узкотуристской специализации. Однако прослойка граждан, заинтересованных в такой продукции, в нашей стране есть. С советских времен она называется "самодеятельные туристы". Они еще не очень наловчились пользоваться иностранными интернет-магазинами. Я покажу как это делается на своем примере.
Я ходил в походы практически на всех всевозможных типах лыж и креплений. И знаю, что сломать в маршруте можно практически все. Самое убойное (неубиваемое) сочетание это, имхо, заводские охотничьи лыжи и самодельные крепления. 100% ремонтопригодность. Однако это решение для многоснежных увалистых гор. Иногда нужны узкие лыжи. Сегодня речь о них. На постсоветском пространестве эту нишу незыблимо занимали закарпатские лыжи "бескиды". Дубовые (буковые) в прямом и переносном смысле со стальной окантовкой. По слухам, их производство после многолетнего перерыва возобновили в Мукачево. По-прежнему они деревянные, тяжелые и без карвингового выреза, зато стоят прилично. На западе "деревяшки" уже не найти. Но зато там есть: легкий и прочный пластик с насечкой, стальной кант без шурупов, продуманная геометрия, легкость.
Это лыжи из категории "backcountry", "nordic touring", "cross country downhill", "для внетрассвого катания". То есть некий промежуточный вариант между "горными" и беговыми лыжами. Однако не телемарк (telemark), поскольку за этим видом лыж закрепилась исключительно спусковая функция. Что, конечно же, нелепость, такая же, как подмена в России понятия "альпийские лыжи" некими "горными".
Как правило, бренды которые производят горные лыжи (телемарк или альпайн стили) не занимаются бэккантри. Эта ниша более тяготеет к беговым брендам. Только крупные лыжные фирмы перекрывает весь диапазон, это: Fisher, Salomon, Atomic.
Именно на
фишерах Шпаро ходил на Северный Полюс. Лыжи подобного типа в наших магазинах не купить, но вот интернет-магазины Европы и США приятно поразят выбором. Я остановился на
http://telemark-pyrenees.com/en/(Франция), потому что только там смог подобрать полный комплект: ботинки, крепы, лыжи нужных ростовок и размеров.
------------------------------------------------------
Крепления Voile 3-Pin Cable Size One Size = 79.43 EUR
Ботинки Crispi Antarctic European Size 44 = 154.68 EUR
Лыжи Madshus Eon Length 185 cm = 154.68 EUR
------------------------------------------------------
Sub-Total: 388.79 EUR
Доставка в Ханты-Мансийск (авиа EMS): 108.00 EUR
Total: 496.79 EUR
По деньгам прилично вышло, но когда очень хочется и наломано "дров", то можно.
Сервис французский понравился. Сами предложили приделать крепления. Я их еще дырками озадачил: в носках лыж для транспортировки. Все сделали.
Теперь в деталях.
Лыжи
Madshus Eon . Из линейки
cross-country-downhill. Там три типа лыж, Eon - самый узкий вариант. Шведская марка, производство Китай. С "конкретной" насечкой, которая варьируется рисунком (эффективностью) под колодкой и по периферии. Камуса понадобятся только для крутяков. Единственно, думаю, что для ходьбы под рюкзаком надо было брать 195 см.
2
Насечка. Где кирпичиками, где чешуей. Забавно - посмотрим как работает. Жду зимы.
3
Крепления Voile 3-pin старой как телемарк схемы, несмотря на засилие NNN, SNS крепов, все еще имеющие своих воздыхателей, благодаря исключительной надежности. Советские крепы были очень вялой копией скандинавских. Эта модель из США. Есть вариант с тросиком, есть без. Тросик значительно ужесточает конструкцию - обязателен для туринга.
4
Это уже вторые крепы Voile у меня. Похожие для телемарка уже есть - заслужили у меня уважение. Заточены под пластиковые боты. Та же прочная сталь, гнутый профиль. Но еще жестче за счет иной схемы крепления пятки.
5
Вот под такой ботиночек с утиным носом и отличительной телемарковой "гармошкой"
6
Он еще появится для сравнения с нижестоящим ботинком. Новоприобретенным итальянским ботинк.
7
Открытая пружина "подковой" фиксирует пятку по специальной канавке в каблуке.
8
Ботинки идеально влазят в крепы. От советских лыжных говнодавов они отличются как небо и земля. Самые что ни на есть олдскульные лыжные боты. Экспедиционный вариант, о чем можно догадаться из названия модели. Если носик отпилить - будут обычные треккинговые ботинки классического дизайна. Даже подошва - типичный vibram.
Слева Scarpa Telemark T4
Справа Crispi Antarctic
9
Изначально я думал что самый мягкий пластиковый ботинок для телемарка Т4 позволит мне ходить много и долго. Оказалось неудобно и негигиенично - об этом я
писал. Так что для походов (кроме гор с альпийским рельефом) только кожа. Зато для югорских "горно"лыжок Т4 - самый "впуть".
10
Такой расклад. Предварительный, поскольку точки над i расставить может только поход.
Однако сегодняшняя цель - удовлетворить интерес страждующих, думаю, решена
Про всевозможные типы лыжных крепления можно почитать у Константина Бекетова. У него есть целый цикл "лекций":
Про крепленияПро лыжи для туризмаФорум о лыжных крепах, туризме, телемаркеСайт русских телемаркеров