(no subject)

Jun 23, 2017 12:26

Половина моих знакомых относится к людям рабочих профессий с каким-то странным пренебрежением. Маститстые журналисты, юристы, деятели культуры заведомо ставят себя выше трудяг с завода. Мол, кто они такие, если Афишу и Эсквайр не читают, в бары вечером не ходят, и не ведут бложек в интернете. И вот, на днях мне довелось пообщаться с одним из таких «парней с завода».



Электролизный цех № 12 на КрАЗе.



Михаилу 26 лет. У него два высших образования, и он - электролизник на Красноярском алюминиевом заводе (для понимания: элекролизник - это простой рабочий). Сюда он пришел два года назад, едва получив диплом института цветных металлов. До института был металлургический техникум в Хакасии. Уже после университета - аспирантура. Параллельно - второе высшее, все в том же СФУ, только по специальности «менеджмент и управление». Сейчас учеба уже позади - есть время строить карьеру.



Миша на своем рабочем месте

Миша уже ждет нас у входа в производственные помещения - невысокий, коренастый, в покрытой сажей спецовке. Его рабочее место - электролизный цех №12: огромный 600-метровый ангар, где источая едкие пары, стоит почти сотня ванн для электролиза. Именно в них глинозем превращается в жидкий алюминий.



Цех длиной 600 метров

На работу Миша приезжает к 6 утра, встает на полтора часа раньше. Выпив пару чашек чая и съев нехитрый холостятский завтрак, он выходит к остановке, где его и забирает служебный автобус.

Трудовой день начинается с переодевания в бытовке. Из своего шкафчика Михаил достает потертую спецовку, респиратор и грязно-белую каску, которая когда-то была по цвету не уступала снегу. Без всего этого обмундирования к работе его не допустят: не положено по технике безопасности.



Миша проверяет показатели

- А дальше я иду в цех, обхожу его по периметру, принимаю отчет у ночной смены, составляю задачи для утренней, - рассказывает Миша, быстро шагая по цеху. Его голос глухо доносится из-за закрывающего лицо пластикового забрала. - Потом контролирую выполнение этих работ, слежу за процессами, снимаю показатели.

Да, чуть не забыл: последние два месяца наш герой не просто электролизер. Попутно он выполняет обязанности технолога - следит за всеми технологическими процессами в цеху.



Электролизная ванна, именно в ней глинозем превращается в алюминий

- Сам процесс производства алюминия за последнюю сотню лет мало изменился, однако техническое оснащение становится все лучше, - рассказывает Михаил. - Наш завод далеко не самый современный. Я бывал на других предприятиях, видел, что там стоят более экологичные ванны с новой автоматикой. В Красноярске такое если появится, то не скоро. Но даже у нас практически все параметры контролируются компьютером. Если что-то не так, он сам объявляет по громкой связи «на такой-то ванне произошло то-то». Мы прыгаем в электрокар - и едем решать проблему.

По громадному цеху передвигаются как на электрокарах, так и пешком. Некоторые ездят на велосипеде: несколько старых убитых «Уралов» стоят в подсобке. Миша предпочитает ходить пешком, если никуда не нужно спешить.

- Это хорошая зарядка, за день, бывает, 15-20 километров проходишь. И ничего.

В цеху невероятно жарко, так и хочется снять с себя всю защитную амуницию. Но стоит хоть на секунду опустить респиратор, как в нос бьет едкий запах вырабатывающихся во время электролиза газов. Стоит подышать ими несколько минут - и отравление обеспечено.



Застывший шлак- то что остается после процесса электролиза

Чтобы токсины выводились из организма, рабочим, как и в советское время,выдают молоко. Многим это не помогает - люди заболевают и увольняются.

Руководство же предприятия клятвенно заявляет - нарушений в сфере экологии нет, все под жестким контролем. Но верится в это все-таки с трудом: уж слишком много претензий возникало к КрАЗу за последние годы.

Но нашего героя возможность тяжело заболеть не очень-то волнует: по его словам, «есть места куда страшнее, а платят там не в пример меньше - те же ГХК и ЭХЗ».

-Волков бояться - в лес не ходить, - отмахивается Михаил. - Да и на всю жизнь оставаться в цехах я не собираюсь.

Кстати, о своей зарплате Миша суеверно не говорит, но утверждает - ему на жизнь вполне хватает. В среднем же на заводе получают около 30-35 тысяч рублей, в зависимости от разряда.



Кран перевозит ваакум-ковш для забора алюминия

Пока мы ходим по цеху, Миша периодически отстает от нас, чтобы дать указания рабочим, которые переливают раскаленный электролит из одной ванны в другую. Выглядит это так: к ванне подгоняют трактор со специальным вакуум-ковшом, в который и закачивается жидкость. Потом ковш перевозят к нужной ванне и выливают в нее содержимое.



ТАк переливают электролит из одной ванны в другую.



Подобным образом забирают и расплавленный алюминий. Его отвозят на Красноярский металлургический завод, расположенный через забор от КрАЗа.

- Ну, Леха, как, освоился уже? - обращается Миша к молодому пареньку, помогающему мужикам с ковшом. - Если будут проблемы, или вопросы - подходи.

Кроме обычной работы Михаил в цеху является кем-то вроде психолога: он помогает новичкам войти в рабочий ритм, познакомиться с коллективом. Впрочем, занимаются этим практически все члены молодежного актива завода.

- Ты же понимаешь, здесь в какой-то степени так же как и в армии.Новичков «стебут», норовят нарядить на самые неприятные участки. Так бывает во всех коллективах. Поэтому мы, те, кто помоложе, берем над «салагами» шефство. Тогда и им проще, и нам.



Еще раз Миша.

Шефствуют ребята с завода не только над своими, хватает времени и на пару детских домов, школу, и детсад.

Рабочий день у первой смены заканчивается в 2 часа дня, и мужики отправляются по домам. А наш герой остается раздавать указания второй. Поэтому домой Миша уходит часов в 5-6 вечера.  Еще пара часов уходит на дорогу до Студгородка, где до сих пор обитает Михаил.  Своего жилья в Красноярске у него нет, денег на покупку квартиры пока тоже. Однако Миша не унывает:

- Пока живу студенческом в общежитии. Без семьи и детей вполне терпимо. Но вопрос с квартирой нужно решать - не дело это. Поэтому думаю принять участие в жилищной программе от завода как молодой перспективный специалист.

Жилищная программа подразумевает льготные ипотечные условия - выплату процентов по кредиту берет на себя предприятие. Получить льготную ипотеку в этом году у Миши не получилось - не хватило стажа.

- Я решил сходить к директору по персоналу и объяснить свою ситуацию. Думаю, он сможет помочь.

В администрации предприятия говорят - помогут.Ведь таким образом завод фактически привяжет к себе молодого перспективного специалиста, с которыми сейчас в металлургической отрасли не очень-то хорошо. Впрочем, наш герой увольняться из компании в ближайшие годы не собирается. Рассчитывает на карьерный рост.

- Хоть это все мечты, но я хочу стать управляющим завода, - амбициозно заявляет Михаил. - Ведь многие нынешние топ-менеджеры начинали свою карьеру с самого низшего звена, были такими же электролизниками. Я специально учу английский язык, занимаюсь самообразованием, закончил аспирантуру. В любой момент готов поехать в другой регион, если позовут.

И, как мне кажется, Мишу позовут, рано или поздно - но этот день настанет. Потому что есть в этом человеке энергия, тяга к постоянному самосовершенствованию.

Фото maklakov , за что ему большое спасибо.

Previous post
Up