Задолго до изобретения фотографии, были известны принципы, на которых она в итоге была основана. При их помощи можно создавать изображения на стене или листе бумаги, однако фотопечать в то время была невозможна, поскольку сохранение светового изображения оказалось более сложной задачей, чем его проецирование. Для работы с изображениями использовалось устройство, имевшее название камера-обскура (лат. camera obscūra в переводе с латыни означает «темная комната»). И существовало оно за несколько столетий до появления фотографии.
Считается, что камера-обскура была изобретена примерно в XIII-XIV столетиях, однако в летописи арабского ученого Хасана ибн Хасана, еще в X в., описаны принципы работы камеры-обскуры, на которых в итоге была основана аналоговая фотография.
Камера-обскура, в сущности, представляет собой тёмную закрытую коробку с отверстием в одной из стенок. Отверстие должно быть достаточно малым относительно размера коробки, чтобы камера-обскура правильно работала. Принцип её работы основан на законах оптики: свет, проходящий через крошечное отверстие, трансформируется и создает изображение на встречаемой поверхности, которой является стенка ящика. Изображение было зеркальным и
перевернутым, однако, современная аналоговая камера работает примерно таким же образом, отличаясь только наличием зеркала и пленки для сохранения созданного светом изображения.
Однако, принципами фотографии пользовались художники Ренессанса - Леонардо Да Винчи, Микеланджело и другие. В середине XVI столетия итальянский ученый Джованни Баттиста делла Порта, написал эссе о том, как можно использовать камеру-обскуру чтобы облегчить рисование. Он проецировал изображение людей, стоящих снаружи камеры-обскуры на холст внутри неё (камера-обскура в данном случае была большой комнатой) и затем рисовал по полученному изображению или копировал его.
Несмотря на то, что немногие художники эпохи Ренессанса признавали, что пользовались камерами-обскурами, считается, что их использовало большинство. Причиной не признавать этого открыто был страх подвергнуться обвинению в оккультизме, или просто нежелание признаваться в этом, потому что многие художники считали это некоторым обманом.
Сегодня можно констатировать, что камера-обскура была прототипом современного фотоаппарата. Несмотря на то, что она выглядит ненужной сегодня, многие люди все ещё находят её занятной и используют для целей искусства или просто для развлечения. Установка пленки и запечатление изображения было логическим продолжением.
История процесса регистрации изображений начинается еще в 8 веке, поскольку впервые влияние света на ляпис (азотнокислое серебро) обнаружил арабский алхимик Ябир (Джабир) ибн Хайам.
В 17 веке Роберт Бойль обнаружил светочувствительность солей золота.
В 1694 году Вильгельм Гомберг обнаружил почернение поверхности кости, обработанной раствором серебра в азотной кислоте, т.е. открыл светочувствительность азотнокислого серебра.
В 1725 году Алексей Петрович Бестужев-Рюмин открыл светочувствительность солей железа. Это сыграло значительную роль в развитии технологии фиксации изображения, поскольку именно на светочувствительности солей железа долгое время основывались системы копирования чертежей.
Практической реализации пришлось ждать до 1842 года, когда Джон Фредерик Вильям Гершель изобрел ферропруссиатную бумагу, ставшую основой процесса цианотипии, в котором светочувствительной средой является лимоннокислое железо; при светокопировании чертежей и после обработки раствором красной кровяной соли образуются белые линии на синем фоне.
В 1802 году Томас Веджвуд получил копированием негативное изображение на коже или бумаге, пропитанной раствором азотнокислого серебра. В том же году Хемфри Деви применил метод Веджвуда для получения в солнечном микроскопе снимков с мелких объектов. Имеются все основания считать эти события началом современного этапа, поскольку в одном действующем устройстве были использованы два из трех основополагающих процессов.
В 1813 году Ньепс начал опыты по получению светописных отпечатков на литографском камне и пластинках олова, покрытых лаками своего изобретения. Он назвал этот способ гелиографией.
Первая фотография была сделана в 1825 г. французским изобретателем Джозефом Ньепсом.
Она изображает вид из окна в Ле Гра. Это самая первая фотография, из когда-либо сделанных, дошедшая до нас.
В связи с особенностями технологии, экспозиция длилась целых восемь часов, так что солнце на фотографии успело пройти с востока на запад, осветив обе стороны изображенного здания.
Как уже говорилось выше, к этому времени люди уже знали, как спроецировать изображения, но они не могли сохранять и «записывать» свет. Ньепс придумал использовать нефтепродукт, так называемый «иудейский битум». Битум затвердевает под воздействием света, а незатвердевшее вещество можно было затем смыть. В качестве носителя Ньепс использовал отполированные металлические пластины, а полученное на них негативное изображение можно было покрыть чернилами и напечатать как литографию. Одной из множества трудностей этого метода являлось то, что металлические пластины были тяжёлыми, дорогими в производстве и требовали много времени для тщательной полировки.
В 1839 году сэр Джон Гершель нашел способ изготовить первый стеклянный негатив вместо металлического. В том же году он придумал термин «Фотография» (фр. photographie от др.-греч. φῶς (род. п. φωτός) «свет» и γράφω «пишу»; светопись - техника рисования светом), производный из греческий слов, означающих «свет» и «писать». Несмотря на то, что процесс стал проще, а результат лучше - потребовалось еще много времени, чтобы фотография стала широко известна.
Первые камеры требовали долгой неподвижности фотографируемых объектов. При незначительном движении объекта или его малых размеров, изображение получалось нечетким, или объекты не фиксировались вовсе.
Первым в мире снимком с человеком в кадре была фотография «Бульвар Тампль» Луи Дагера, сделанная в 1839 году. Экспозиция длилась около 10 минут, что делало невозможным сфотографировать людей на оживленной улице, однако удалось снять человека, которому полировали ботинки достаточно долго для того, чтобы он появился на фотографии.
Первыми широко известными фотопортретами (дагерротипами) были одиночные или семейные снимки. Для фиксации в одном положении использовались различные приспособления.
Наконец, после десятилетий усовершенствований и исправлений, массовое использование фотокамер началось с камер Eastman Kodak. Они вышли на рынок в 1888 году с лозунгом «Вы нажимаете на кнопку - мы делаем всё остальное».
В 1901 году была представлена камера Kodak Brownie, ставшая первой коммерческой камерой на рынке, доступной среднему классу. Камера делала только черно-белые снимки, но была очень популярной благодаря своей эффективности и простоте использования. Цветная фотография, несмотря на то, что разрабатывалась на протяжении XIX столетия, не нашла коммерческого воплощения до середины XX века. Учёные в начале века не могли сохранить цвет достаточно надолго, он пропадал со временем в связи с несовершенством рецептов. Несколько способов цветной фотографии запатентовали в 1862 году два французских изобретателя, работавших независимо друг от друга: Луи Дюко дю Орон и Шарль Кро.
В итоге, первая работающая цветная фотопластинка появилась на рынке в 1907 году. Использовавшийся в ней метод был основан на экране из фильтров. Экран позволял фильтровать красный, зеленый и/или синий свет. Фотопластинка затем обращалась с получением позитивного изображения. Использование этого же экрана в процессе фотопечати позволяло получить цветную фотографию. Данная технология, слегка доработанная, используется до сих пор даже в современных электронных устройствах.
Изучая этот вопрос, я был приятно удивлен тому, что корни развития начинаются со столь ранних времен. А использование принципа проектирования знаменитыми художниками поразило меня.
источник