Рождение металлургической промышленности юга России

Apr 29, 2014 02:11

Толчком к рождению металлургической промышленности Юга (т.е. Донбасса, Приднепровья и Приазовья) послужило развертывание железнодорожного строительства в России.

До 80-x годов это строительство велось исключительно на импортном металле: рельсы, как уже сказано, ввозились беспошлинно. И если в других странах в США, в Германии строительство железных дорог стало мощным стимулом развития металлургии и использовалось в качестве такого стимула, то в России первоначально оно способствовало лишь увеличению импорта и развитию металлургии в других странах.

Заводы Юга не могли развернуться до 80 гг., когда был запрещен беспошлинный ввоз металла для железных дорог, а импортная пошлина на рельсы повышена в 1887 г. с 20 до 50 к. за пуд. А в 90 гг. началось строительство Великой Сибирской магистрали, для которой потребовалось огромное количество рельсов.

И поэтому в пореформенное время Юг рождался дважды: в начале 70-x годов, когда начал действовать завод Юза, и во второй половине 80-x годов, когда развернулось строительство новых заводов.

[Spoiler (click to open)]В 1872 г. была пущена в Юзовке первая доменная печь. Завод начал выполнять казенный заказ на рельсы. Итак, первый же завод Юга был акционерным предприятием и находился полностью в собственности иностранцев. Основная часть производственного оборудования доставлялась из Англии, и его приходил ось везти из Таганрога за 100 верст "на воловых подводах, часто по невылазной грязи" [40, с. 2]. Мастера и значительная часть квалифицированных рабочих также прибывали из Англии. Им надо было строить жилища. Новый завод вырастал в степи, даже не на берегу реки, и для снабжения завода и его рабочих всем необходимым нужны были железные дороги, рельсы для которых завод и должен был готовить.

Несколько позже на Юге был основан завод Пастухова, небольшое передельное предприятие. До 1887 г. на Юге и существовали только два этих завода, Юза и Пастухова. Доля Юга в общероссийском металлургическом производстве оставалась незначительной. Дело в том, что на Юге был отличный коксующийся уголь (и первые предприятия поэтому возникли именно в Донбассе), но здесь не было достаточно мощных месторождений железной руды.

Поэтому решающее значение для развития здешней металлургии имело открытие железорудного Криворожского месторождения в 80-x годах XIX в. Немедленно была построена Криворожская железная дорога, соединившая Кривой Poг с Донбассом. После этого здесь и стали рождаться один за другим металлургические заводы. Часть их располагалась при рудном месторождении, часть при шахтах Донбасса, часть в районе между углем и рудой. Почти все эти заводы были основаны на иностранные капиталы. В 1887 г. начал действовать Александровский завод, в 1889 г. - Днепровский, в 1892 г. - Гданцевский, в 1894 г. - Дружковский и т. д.

Источник: "История черной металлургии России". Авторы - Сметанин С.И., Конотопов М.В. Москва, 2002.

Металлы, Железные дороги, Промышленность, Ресурсы, Транссиб, Причерноморье, ТЭК

Previous post Next post
Up