На сотовом уровне суверен даровал земли не отдельным переселенцам, а всему коллективу. Эти земли нельзя было продавать или закладывать. Физические лица и их семьи не владели землей, которую обрабатывали. В случае крестьянских общин с каждым новым поколением (или даже чаще) наделы перераспределялись. Крестьяне были поселенцами на своей земле, а не
(
Read more... )
9:00 Государственная теория провозглашала, что дворяне владеют землёй, а крестьяне прикреплены к земле. Но административная практика с необходимостью исходила из другого. Дворяне владеют ревизскими душами, то есть крестьянами. А уже крестьяне знают, какие земли им принадлежат. Это создавало необычную для Европы ситуацию. Ситуацию глубинной слабости существования самой основы существования высшего слоя в государстве - дворянства. Потому что в Европе было более-менее понятно, что земля принадлежит дворянам, а крестьяне живут на ней. И когда в странах Центральной Европы отменялось крепостное право, общий принцип состоял в том, что земля принадлежит дворянам. Что касается русских реалий, то тут ситуация была иной.
Известен рассказ о том, как декабрист Иван Якушкин пожелал освободить своих крестьян и в стиле европейских тенденций того времени исходил из того, что крестьяне будут освобождены без земли. «Нет, барин», - ответили крестьяне. «Давайте всё будет по-прежнему. Мы - ваши, а земля - наша». И это совершенно иной подход. Видимо, крестьяне в глубине души считали, что причина их обязательств перед дворянами связана не с тем, что дворяне владеют землей, на которой они живут, а с тем, что государство поручило им содержать дворян. Отсюда следует множество сюжетов русской истории. И то, что некоторые депутаты Уложенной Комиссии екатерининского времени всерьёз выдвигали проекты, в соответствии с которыми государство должно было конфисковать дворянские земли, собирая с них налоги или другие платежи, и затем этими деньгами расплачиваться с дворянами. И в более радикальном виде то, что в эпоху Пугачевщины крестьяне вполне ясно проявили стремление вообще изгнать дворян из своих сел. Вот эта глубинная слабость дворянского землевладения составляла очень серьезную особенность Российской Империи. И, конечно, дворяне, оказавшись в таком положении, стремились получить хоть какие-то документы на землю.
Reply
Leave a comment