arxiv (2016-11-19)
Устно зачастую бывает легче объяснять, особенно если задаются правильные вопросы. Попробую по горячим следам записать.
На примере колонизации Сибири и далее: первыми по рекам продвигались казаки, ставили остроги, брали у местных аманатов (заложников) чтобы заставить приносить ясак (дань), то есть обратить в подданство. За казаками приходили церковники, налаживали учет и контроль подданного населения и сбор дани поднимался на качественно новый уровень. Система отработанная, нет никаких оснований полагать что и ранее на других территориях было иначе.
Первичный подушный учет (перепись) подданных охотников-собирателей и работников-земледельцев - это и есть процедура (таинство) крещения.
Все последующие операции сохранились до сих пор в практике крещения, но в редуцированном виде.
Храм=офис, в который сгоняли подлежащих переписи местных.
Первое дело - санобработка дабы заразы не занесли. Для этого состригались волосы (сейчас это имитируется состриганием трех прядей), перед входом в храм-офис снималась абсолютно вся одежда и местного полностью окунали в воду с антисептическими добавками (например святая-серебряная вода с ионами серебра). Кстати, в этом вопросе старобрядцы (древлеправославная церковь) полностью правы, ибо считают необходимым трехкратное погружение в святую воду с головой и презрительно называют никонианцев "обливанцами", поскольку те только на голову льют воду взрослым людям.
Затем вымытый и забритый кандидат в налогоплательщики облачается в белый медицинский балахон и направляется в храм-офис для учета. Женщины-едоки учитываются отдельно перед алтарем, а мужчины-работники отдельно за алтарем, именно по их числу и будут исчисляться возможные налоговые поступления с учетом нормативных затрат на женщин-едоков.
Местные между собой могут называть себя как хотят, но для учета всякие заковыристые имена типа Йилдырымэооун ну никак не подходят. Поэтому каждому дается стандартизированное церковное имя, типа ИНН по дате крещения, по списку из святцев. Запомнить легко, например Николай-зимний и Николай-летний, что дает достаточно точную привязку к дате и обеспечивает удобную унификацию при достаточном разнообразии.
И вот тут возникает очень важный вопрос маркировки учтенных душ дабы отличить уже внесенных в списки от еще не охваченных переписью.
Самый надежный - клеймение. В существующей процедуре крещения этому соответствует крестообразное помазание елеем (олеумом-маслом) запястьев и лба. Точно такое же предварительное помазание маслом делается перед выжиганием тавро (клейма) на коже скота дабы раскаленное тавро не пришкварилось к коже, а лишь аккуратно поджарило нужный рисунок.
На этом месте у многих, особенно у верующих, возникает когнитивный дисонанс и активное неприятие такой версии. Как? Вы думаете что церковь клеймила людей как скот? Этого не может быть! Они им выдавали нательные крестики!
Ну да, сейчас нательные крестики на веревочке. А как было раньше? Крестик на веревочке можно снять или вообще потерять, а клеймо - гарантированно не потеряешь, да и дешевле оно.
Да и вообще, что за термин "нательный" крест? По-моему, это тот, что нанесен на тело.
Тот, что сейчас носится на веревочке на груди - наперсный крест. См. из энциклопедии Брокгауза и Ефрона: "Крест наперсный - крест, носимый на груди (на персях), под одеждой или поверх неё, на шнуре или цепочке, надетых кругом шеи." Обращаю внимание, что наперсный крест - и поверх одежды и под одеждой непосредственно на теле! Так что "нательный" крест - нечто особое, выходящее за рамки "наперсного" креста.
Первые христианские монастыри появились в Египте, у египетских коптов-христиан на запястьях татуировки в виде крестов:
В книге 1780-1787 Несчастные приключения Василия Баранщикова на с. 32-33 читаем что в Иерусалиме греческие священники "приказали сторожу заклеймить [Баранщикова] на правой руке образом Распятия Господня на доске железной с иглами натертой порохом: от удара доски железной или клейма весьма чувствительно потекла из руки кровь, после чего сторожа отняли сию железную доску минуты через две, а сутки трое чувствовал он сильную боль от заклеймения".
Как видим, версия о клеймении креста вполне жизнеспособна. ВременнЫе рамки клеймения можно установить по крестьянским захоронениям, установив с какого времени появляются материальные наперсные кресты.
Можно предположить что отмена клеймения крестьян наступила примерно в то же время что и отмена клеймения преступников, то есть с развитием других систем учета, вероятно в первой половине 19 века.
В этом видеоролике обращается внимание на то что наперсные кресты господа не носили:
Click to view
В данном случае мы рассмотрели только вероятные способы учета и маркировки налогоплательщиков, но вопросов гораздо больше, см. например:
Дань, деревянные бирки и крестьянеКрестьянин - шо це таке?Параллельные миры историиhttps://apxiv.livejournal.com/2016/11/19/