К постановке задач историографии системы счисления

Oct 27, 2016 17:39

Оригинал взят у serj_aleks в К постановке задач историографии системы счисления
Отдельному математику с трудом даются новые результаты, не смотря на её абсолютно искусственный характер или наоборот, как раз в силу её абстрактной нормативности. Поэтому отчётливо бросается в глаза плодовитость определенного исторического периода, который можно назвать линией Лейбниц (двоичная система) - Эйлер - Гаусс ( легенда о талантливом школьнике, в уме посчитавшем сумму чисел от единицы до ста). Может быть создатели этих библиографических проектов переборщили от большой любви к культам, а может быть и так, что был процесс трансляции накопленных идей старой парадигмы с точки зрения новой, с более конструктивным аппаратом. Что-то подобное мы видим в самом процессе математического образования в середине 20-ого века. Кстати, бросается в глаза и современность самоидентификации и институционализации специального математического образования (отличного от «метафизики», то есть физики и философии как формализация языка), что можно проверить библиографической ретроспективой, на примере учебной литературы и истории возникновения специальных университетских факультетов и ассоциаций. Интересно, могут ли здесь помочь школьные учебники? С точки зрения легендарных сведений здесь стоит отметить библиографический прецедент Стевина «Десятичное» (1585) и биографию Сильвестра II. То есть, вокруг этих артефактов и предлагается начать «историко-арифметические пляски»: Математика, Числа, Классификация, Градус, Антикварная научная библиография, Арифметические загадки Цивилизации ( *), Ретик и первая научная революция, Октава и Панхронометр, Новый Органон, Этюд на тему развития хронологии, Весы Квинтенца, Можно ли понять хронологическую последовательность возникновения цифр? ( Девять сестёр, Новая цифра, Про сотни и десятки), Из истории итальянских математиков-летописцев, Десятичная классификация Дьюи и календарные новации, 1787 - письмо об изобретении счёта чисел, Братья Якоби, 6*6*6, Иррациональное число, Историки математики, Первые математические конгрессы, Карл Фридрих Гаусс … является автором ... функции «целая часть» (когда я впервые посетил эту страницу там это прямо датировалось 1808-ым годом!), …
Ну и следуя возникающей традиции создания основных концептов Общей Истории, хочу ввести в научный оборот концепцию Иванова-Щербинина, отметив их приоритет не столько обращением нашего внимания к историчности цифры «ноль», сколько утверждениями, которые можно свести к следующей формулировке - вычислительная практика, сопровождающаяся изобретением соответствующих инструментов предшествовала процессу формализации знаковых систем. У Иванова это выражено в замечании, что, вообще, "геометрический менталитет" предшествовал абстрактной алгебре и алгоритмизации с числами (были отношения или пропорции), а Щербинин прямо указывает на конкретный пример с абаками и жетонами, использующимися для вычислений без запоминания промежуточных результатов и что записывались только конечные итоги. По крайней мере эти процессы были взаимными и связными во времени только после широкого применения дешевой бумаги. Концепция конструктивна и явно указывает основные направления исследований.
http://retrospect-xix.livejournal.com/95812.html

Система мер, История наук

Previous post Next post
Up