Leave a comment

ilushan93 February 25 2019, 01:45:52 UTC
[Язык - продукт династической истории]
В конце XVIII в. происходит примечательный духовный переворот: национальное сознание пытается эмансипироваться от династического принципа. <...> Французская революция означает в этом отношении всего лишь успех рационализма. Она освободила скорее понятие нации, чем саму нацию. Династический элемент проник западноевропейским расам в кровь: именно потому он так ненавистен духу. Ибо династия представляет историю, она есть одевшаяся плотью история страны, а дух безвремен и неисторичен.

На противоположности расы и языка, крови и духа основывается принятое ныне противопоставление генеалогического идеала столь же специфически западноевропейскому идеалу родного языка: в обеих странах есть мечтатели, полагающие, что смогут заменить единящую силу императора и короля смычкой республики и поэзии. В этом был некий момент возврата, возврата от истории - к природе. На смену войнам за наследство пришли языковые кампании, в которых одна нация старается навязать фрагментам другой свой язык, а с ним - и свою национальность.

Однако ни для кого не секрет, что рационалистическое понятие нации, способное игнорировать династическое чувство, уничтожить его не в состоянии, - этого можно ожидать так же мало, как и того, чтобы эллинистический грек внутренне преодолел полисное сознание или современный еврей - национальную иджму. «Родной язык» - уже продукт династической истории. Без Капетингов не было бы никакого французского языка, а существовали бы романско-франкский на севере и провансальский - на юге Франции; итальянский письменный язык - заслуга германских императоров, и прежде всего Фридриха II.

Современные нации - в первую очередь население древних династических областей. Несмотря на это, альтернативное понятие нации как единства литературного языка уничтожило в ходе XIX в. австрийскую нацию и, возможно, создало американскую. С этих пор во всех странах наличествуют две партии, представляющие нацию в противоположных смыслах, как ДИНАСТИЧЕСКИ-ИСТОРИЧЕСКОЕ и как ДУХОВНОЕ единство, - партии РАСЫ и ЯЗЫКА, однако эти размышления переходят уже в проблемы политики.
О.Шпенглер. "Закат Европы" Гл.2, III.

Reply


Leave a comment

Up