Оригинал взят у
bohemicus в
Рецепты фрау Добромилы или Рождение нации. В конце XVIII века в одну немецкую школу в Пльзeне ходила девочка по имени Магдалена Артман. Способности её проявились рано, и уже в школьные годы Магдалена написала свои первые стихи и рассказы. На немецком языке. Чешского она в то время почти не знала. В 1804 г., когда Магдалене
(
Read more... )
В 1783 году Иосиф II, движимый утилитарными (но никак не националистическими) взглядами, устанавил немецкий язык обязательным к изучению сначала в Венском, а через год и в Пражском университете. В то время в университетах по всей Европе латинский язык постепенно выходил из употребления, всё больше заменяясь «живыми» разговорными языками. В Карловом университете немецкий язык начал активно употребляться с середины XVIII века. В поддержку этой тенденции, указом императора от 29 июля 1784 года латинский язык на лекциях полностью заменялся немецким (исключение составили некоторых теологические и медицинские курсы). Также, после издания императором в 1781 году году так называемого «толерантного патента» в университетах Австрии разрешалось обучение не только католикам, но и протестантам, евреям и православным, с 1790 года иноверцам разрешалось в том числе и получение докторского титула.
1848 год начался с революции во Франции, которая повлияла на настроения в большинстве европейских государств, включая Австро-Венгрию. 15 марта пражские студенты собрались в большом зале Каролинума и огласили свою петицию власти, в которой требовали свободу обучения и вероисповедания, равноправие чешского и немецкого языков, присоединения Пражской технической школы к университету (в форме нового факультета) и разрешения создания студенческих союзов. Академический сенат вместе с ректором университета и представителями профессоров всех факультетов также присоединились к петиции. 27 марта был выдан ответ на петицию, который не удовлетворил большинство её авторов. Из всех требований в нём говорилось только об обновлении учебных планов и предоставления свободы учебного процесса, для этого было решено создать министерство образования (чеш. Ministerstvo školství). После возвращения депутации, студенты, несогласные с её решением, стали готовить митинги по всей Праге, и были достаточно «воинственно настроены». Видя волнения в обществе, земский президент, посоветовавшись с деканом юридического факультета и академическим сенатом, удовлетворил на территории Чехии все пункты петиции, кроме присоединения Пражской технической школы из-за большого количества связанных с этим формальностей.
В 1850-х годах лекции на чешском языке продолжались, на количество слушателей на них было невелико. В 1860-х годах чешский проникал в учебный процесс значительно шире. Чешскоязычная наука в университете постепенно усиливалась в своих правах. Всё больше лекций велось на чешском. Чешский язык поддерживали не только некоторые профессора, но и многие студенты. Университет всё больше становился двуязычным: когда лекции фактически дублируются на разных языках. Усиливало позиции чешского языка и растущее количеств чешских гимназий. В чешских гимназиях немецкий язык был факультативным предметом, который, однако, посещало большинство учеников. В немецких же гимназиях, аналогично, чешский язык был факультативным, но интерес к его изучению среди немецкоговорящего населения был невелик. Постепенно стал падать и уровень знания немецкого среди чехов. Немецкая община не признавала двуязычие и считала, что чехи должны создать для себя отдельный университет, сами же чехи были против этого, так как это, по их мнению, нарушало историческую преемственность, связывающую их с прошлым их страны.
С начала 1860-х годов местные языки в Австро-Венгрии начали постепенно усиливаться в своих правах. Так, в 1860 году венгерский язык заменил немецкий в Будапештском университете, а в 1867 году польский язык становиться языком преподавания в Краковском и Львовском университетах.
С начала 1880-х годов многие чешские студенты в своих политических взглядах стали отдаляться от Национальной партии («старочехов») и активно симпатизировали созданной в 1874 году Национальной партии свободомыслящих («младочехов»). Студенты новых политических взглядов объединились в обществе Slavia, Чешские студенческие союзы второй половины XIX века внесли значительный вклад в формировавшийся фундамент чешской науки: они издавали журналы, книги, словари научных терминов, проводили общественные лекции и диспуты (членство во многих союзах со временем стало доступно всем желающим).
Reply
Leave a comment