Культ сервильности

Dec 26, 2021 18:15

Чаевые - один из самых мерзких атавизмов современности (наряду с ксенофобией, религией и войной), который особенно трудно побороть из-за кажущейся «невинности». Мол, а что такого, в чем проблема-то? Ну традиция такая, люди старались, надо отблагодарить. Так вот:

Традиция такая - самый нелепый аргумент, меня от него укачивает прям, как от часовой езды по серпантину. В разные времена в разных обществах был (а где-то и остается) традицией каннибализм, рабовладение, бой гладиаторов, призывная армия, сезонная охота, женское обрезание, детский труд, крещение младенцев и цирк с конями. Надо заметить, что про традицию чаще и громче всего говорят там, где другие доводы не выдерживают критики. В этом смысле слово очень полезное - как идеальный маркер хуеты, от которой надо побыстрее избавиться.

Люди старались - молодцы, но не бесплатно же? Им за эти старания зарплата положена как будто. Однако ушлые владельцы ресторанов, отелей, таксопарков, курьерских служб предпочитают нанимать персонал за мизерный оклад, практически официально перекладывая на клиента бремя вознаграждения, с которого к тому же и налоги платить не надо. Постарались люди, да, хорошо устроились, конвертировали тупую традицию в сытный бизнес и будут продолжать в том же духе, пока клиент считает себя морально обязанным прибавлять к счету чаевые.

Надо отблагодарить - за качественно выполненную работу стоит поблагодарить любого, думается мне, а не только официанта, портье, таксиста или курьера. Сказав спасибо, например. Поставив высокую оценку. Написав лестный отзыв. Порекомендовав знакомым. Заказав услугу повторно. Не говоря уже об изначально корректном и уважительном отношении к человеку независимо от «престижности» его профессии. Все перечисленное гораздо приятнее и полезнее, чем лишний рублик от клиентских щедрот.

Но самая главная проблема чаевых - культ сервильности. Сама идея того, что человек определенной профессии должен «заслужить вознаграждение», продолжает и поддерживает славную традицию деления общества на касты помыкающих и выслуживающихся. Предполагается, что официант или таксист должен не просто хорошо делать свое дело, а именно обхаживать клиента, угождать ему, выказывать почтение, ходить на задних лапках, аки пудель, чтобы умиленный хозяин сахарку кинул лишний раз. Оставить чаевые - легкий и удобный способ почувствовать себя барином, осчастливившим холопа, и не имеет ничего общего с уважением к чужому труду.

Мне приятно жить в стране, где этот тухлый обычай почти изжил себя.

транспорт, деньги, сервис, кафе, бля, менталитет, национальное, стереотипы

Previous post Next post
Up