Я примерно понимаю, почему большинство людей следует общепринятым правилам и побуждает к этому других. Тут довольно простая цепочка:
- Чтобы быть счастливым, надо иметь много денег.
- Чтобы иметь много денег, надо стать большим начальником.
- Чтобы стать большим начальником, надо сделать хорошую карьеру.
- Чтобы сделать хорошую карьеру, надо устроиться в крутую контору.
- Чтобы устроиться в крутую контору, надо поступить в престижный вуз.
- Чтобы поступить в престижный вуз, надо окончить школу с медалью.
- Чтобы окончить школу с медалью, надо быть примерным мальчиком.
Именно поэтому мама так радовалась за меня, когда я окончил школу с медалью, испытала законную гордость, когда я поступил в Высшую школу экономики, не на шутку встревожилась, когда в зачетке появились трояки, и совсем упала духом, когда я с дипломом экономиста утроился работать корректором. Погиб человек, погиб ни за что.
На вершине пирамиды общепринятых ценностей стоит, заметим, баблос, а не какая-то там потребность в самореализации, что бы ни бормотал по этому поводу старик Маслоу. Не будем останавливаться на историях успеха великих троечников; сконцентрируемся на первой строке. Мне доводилось время от времени встречать довольно обеспеченных и даже сверхобеспеченных людей. Изредка среди них попадались и счастливые. Но не благодаря деньгам - вопреки.
- Скажите, Шура, честно, сколько вам нужно денег для счастья? - спросил Остап. - Только подсчитайте все.
- Сто рублей, - ответил Балаганов, с сожалением отрываясь от хлеба с колбасой.
- Да нет, вы меня не поняли. Не на сегодняшний день, а вообще. Для счастья. Ясно? Чтобы вам было хорошо на свете.
Рискну предположить, что человек, который ищет счастья в деньгах, никогда его не обретет: денег всегда будет меньше, чем хочется, всегда найдутся люди побогаче. Счастья тоже много не бывает, зато его можно достичь на любой ступеньке, да и без лестницы вообще. Это же так просто.