Прогулки с Волками. Донской монастырь

Aug 27, 2015 20:21

Из Новодевичьего мотоциклисты-паломники «Ночные Волки» отправились в Донской монастырь, основанный в 1591 году на старой Калужской дороге в честь отражения нападения крымского хана Казы-Гирея. В XVII-XVIII веках небольшая обитель развилась во влиятельный моныстырь с обширными территориями и множеством крепостных душ. В настоящее время монастырь передан Русской Православной Церкви, в храмах проходят богослужения, ведутся работы по реставрации.




Когда пришла весть о наступлении орд Казы-Гирея на Москву, основные силы русского войска были далеко от первопрестольной и навстречу неприятелю выдвинулись стрельцы и московские ополченцы. На подступах возникла небольшая крепость, подвижный стан, который называли гуляй-город. Когда начались столкновения передовых отрядов, царь Фёдор Иоаннович обратился к образу Царицы Небесной, он молился Донской иконе Божией Матери, считавшейся покровительницей русского воинства. Основные силы ещё не вступили в сражение, как вдруг крымского хана охватила паника и он дал команду отступать. Поспешное отступление захватчиков объяснили заступничеством Божией Матери и постановили основать монастырь на том месте, где стояла походная церковь. Впрочем, в военном деле на Бога надейся, а сам не плошай: хитроумный Борис Годунов реализовал план дезинформации противника, заслав к татарам своих людей, а в Москве зажёг костры и приказал поднять шум будто бы подошедшего большого русского войска. Так или иначе, Казы-Гирей бежал и был бит в сражении на Оке.




Донской монастырь основан царём Фёдором Иоанновичем в 1591 году, спустя два года был сооружён Малый (или Старый) собор. Это одноглавый храм годуновской эпохи с крещатым сводом и трёхярусной горкой кокошников. Шатровая колокольня была пристроена в 1679 году. В Смутное время малобратная обитель была разорена польскими войсками и долгое время продолжала пребывать в запустении, до постройки кирпичных крепостных стен ограда его была бревенчатой.

Пятиглавый четырехстолпный Большой собор Донской Богоматери (1683-1698 годы), приподнятый на высоком подклете и окружённый широкой обходной галереей, отличается неканоническим архитектурным решением. В интерьере чудом сохранился монументальный семиярусный резной иконостас с образами «фряжского письма», нижние ярусы выполнил золотописец Карп Золотарёв. В подклете собора в 1712 году был освящён Сретенский храм, ставший усыпальницей имеретинского царя Арчила II, а затем и всей жившей в Москве князей и царевичей грузинского происхождения. В 1985-1986 годах в Сретенском храме были проведены археологические раскопки и реставрационные работы, восстановлены места захоронений лиц царской фамилии, над ними были установлены надгробные плиты с надписями на двух языках. В 1752 году на средства купца Кузьмы Замятина были устроены в храме чугунные полы, существующие в настоящее время. В 1786 году закончены работы по росписи храма художником Антонио Клаудо, классические росписи стен органично вписались в интерьер древнего храма.

В конце XVII века на средства царевны Екатерины Алексеевны была предпринята масштабная реконструкция монастыря, в 1686-1711 годах выстроены краснокирпичные стены и двенадцать башен ограды, увенчанных декоративными коронами в стилистике московского барокко. Ограду строили по всем канонам русского оборонительного зодчества. Башни и стены имели бойницы, причем, в связи с развитием артиллерии, были сделаны отверстия для пушечных стволов. Вдоль всех стен изнутри существовали галереи, на которых в крепостях обычно находились стрельцы, по галереям можно было обойти всю территорию монастыря.

В XVIII веке монастырь интенсивно развивается, по описи 1739 года Донской монастырь - крупное хозяйство, которое владеет большими территориями и множеством крепостных душ. В течение этого века формируется величественный комплекс монастыря, каким его можно увидеть и в наши дни. Строится Тихвинская надвратная церковь (1713-1714 годы) (около паперти сохранилась чугунная кованая решётка начала XVIII века), Больничная церковь Архангела Михаила (1714 год) и колокольня над западными воротами (1730-1753 годы). Колокольня стала одним из самых высоких зданий в окрестностях Москвы того времени, проект в стиле елизаветинского барокко приписывается А.Евлашеву, курировал строительные работы Карл Бланк. В нижнем ярусе колокольни помещается церковь во имя святых праведных Захарии и Елисаветы. В 1745-1750 годах были возведены архимандритские покои. Также строятся здание духовной семинарии, настоятельская кухня, братские кельи, конюшни, хозяйственные сооружения.

Одно из широко известных и трагичных событий XVIII века произошло в монастыре в 1771 году во время Чумного бунта. Беснующаяся толпа наводнила монастырь и убила скрывавшегося в его стенах архиепископа Авмросия, который приказал убрать от Варварских ворот Китай-города чудотворную икону, к которой прикладывались как больные (в надежде выздороветь), так и здоровые (в надежде уберечься от заразы). Темная толпа усмотрела в изъятии крамолу и растерзала архиерея, однако зачинщики беспорядков были выявлены и повешены на Красной площади по приказу Екатерины II.

В 1812 году монастырь был разграблен французами, солдаты и офицеры разместились в кельях, а в Малом соборе устроили конюшню. Монахи на время были вынуждены покинуть монастырь. С конца XVIII по начало XX века в разных частях монастырского некрополя было воздвигнуто несколько часовен, призванных служить родовыми усыпальницами: церковь Александра Свирского - миниатюрная ротонда, построенная в 1796-1798 годах как усыпальница А.Зубова, церковь Иоанна Златоуста и св. великомученицы Екатерины построена в 1888-1891 годах неподалёку от северных ворот на средства купцов Первушиных, церковь Иоанна Лествичника возведена в 1896-1897 годах на средства генерала И.Терещенко.

В 1918 году монастырь был закрыт, в храмах проходили антирелигиозные выставки, открылся Антирелигиозный музей искусств, ценные исторические документы из архива монастыря были перемещены в государственные архивы. В 1934 году здесь был открыт Музей архитектуры, в 1930-е годы в Малом соборе находилось общежитие метрополитена. С 1948 года после реставрации Малого собора богослужения возобновились. В 1964 году монастырь стал филиалом Музея архитектуры имени Щусева и несколько десятилетий наука и религия соседствовали в монастырских стенах. В 1990 году решением исполкома Моссовета ансамбль Донского монастыря передан Русской Православной Церкви.























































В «Истории» Карамзина Донской монастырь упоминается как главное кладбище высшего русского дворянства и богатого купечества. На памятниках можно найти такие громкие фамилии, как Вяземские, Голицыны, Грушецкие, Долгорукие, Трубецкие, Черкасские. В некрополе погребены и выдающиеся люди России - писатели, поэты, архитекторы, ученые, декабристы, участники войны 1812 года, среди них А.Сумароков, М.Херасков, В.Пушкин, П.Чаадаев, В.Одоевский, В.Майков, О.Бове, В.Шервуд, В.Ключевский, В.Грушецкий. К северу от Большого собора расположена могила Н.Жуковского - отца русской авиации. На кладбище в могиле незвестных прахов № 3 похоронены казнённые участники Белого движения, в том числе Г.Семенов, П.Краснов, А.Шкуро, К.Родзаевский. Уже в наши дни здесь перезахоронен прах деятелей белой эмиграции И.Шмелева, А.Деникина, И.Ильина, В.Каппеля.

К началу XX века монастырский некрополь был переполнен и московские власти приняли решение отвести территорию к югу от монастыря под Новое Донское кладбище, захоронения на котором продолжались на протяжении почти всего XX века. В 1927 году там открылся первый в стране крематорий. А на старом кладбище новые захоронения были разрешены лишь в порядке исключения, в 2008 году на Донском похоронили литератора Александра Солженицына.

Многие старинные надгробные памятники некрополя были привезены в 1930-е годы с других кладбищ Москвы и Подмосковья, под ними нет захоронений. Дело в том, что в 1934 году Донской монастырь стал Музеем архитектуры Академии архитектуры СССР и на его территории собрали уникальные артефакты ушедших веков. Здесь можно увидеть не только надгробия, но и фрагменты разрушенных московских храмов Успения на Покровке, Николы в Столпах, горельефы Храма Христа Спасителя, а также фрагмент Сухаревой башни и часть декоративного оформления Триумфальной арки.



































































Дальнейший путь мотопаломников лежал в Свято-Данилов монастырь.


религия, архитектура, мы приехали, история

Previous post Next post
Up