Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
http://www.vmdpni.ru/ - единственный в России музей, объединивший в своей коллекции произведения декоративно-прикладного искусства России XVIII-XX веков. Собрание музея сформировалось к 1999 году в результате объединения коллекций Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, основанного в 1981 году, и Музея народного искусства имени С.Т.Морозова (бывшего Кустарного музея, основанного в 1885 году), а также библиотечных и архивных фондов НИИ художественной промышленности.
Кустарный музей основал русский предприниматель и меценат Сергей Тимофеевич Морозов, который тратил немалые средства на поддержку кустарных народных промыслов, коллекционировал памятники русской старины. Он ставил целью, наряду с экономическим укреплением промыслов, сохранить особенности кустарных изделий - их национальный характер, традиции древней культуры.
Музей находится в здании, известном по имени одного из владельцев - графа Остермана. В XVII веке эти земли принадлежали боярину Стрешневу, владельцу нескольких имений в разных уездах и домов в Москве. Наследники превратили старое загородное поместье в богатую дворянскую усадьбу. К 1786 году сформировался дворцово-парковый ансамбль с парадным и служебным дворами, двухэтажный главный дом соединялся галереями с флигелями. К этому времени имение перешло по завещанию к графу Ивану Остерману. Граф слыл гостеприимным человеком и на приёмы в роскошный дворец съезжалась вся столичная богема.
В 1812 году усадьба сильно пострадала от пожара, во флигелях жили городские погорельцы, а главный дом долго ожидал ремонта. В 1834 году имение выкупила Московская Духовная семинария, приступившая к его возрождению. Свои проекты реконструкции и сметы предлагали архитекторы Быковский, Еремеев, Щедрин. Проект последнего оказался наиболее выгодным и получил одобрение Строительного комитета. В Духовной семинарии ежегодно обучалось до 700 человек, многие из учеников проживали в епархиальном общежитии, построенном в 1885 году справа от главного дома.
Духовная семинария. 1901-1903 гг.:
http://oldmos.ru/old/photo/view/6936
В 1918 году духовное учреждение было закрыто как "гнездо контрреволюции", здание национализировано и стало общежитием для делегатов съездов Советов. После Великой Отечественной войны здесь разместились Президиум Верховного Совета и Совет Министров РСФСР, которые к 1981 году переместились на Краснопресненскую набережную в огромный корпус, известный как Белый дом, а в интерьерах Дома графа Остермана открылся Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства.
Подробная история Дома графа Остермана:
http://ostermanniana.ru/house/house.html
Президиум Верховного Совета и Совета Министров РСФСР. 1950-1960 гг.:
http://oldmos.ru/old/photo/view/83746
С самого основания музея существуют отделы металла и камня, стекла, керамики, тканей, лаковой миниатюры, дерева и кости. Позднее был создан отдел изобразительных материалов с замечательной коллекцией авторской живописи и графики, произведений художников, работающих в разных видах декоративно-прикладного искусства. В настоящее время коллекция насчитывает 238 000 предметов музейного значения.
"В настоящее время Музей декоративно-прикладного и народного искусства находится в стадии больших перемен. Среди наших первоочередных задач - расширение доступа к коллекциям Музея, научным исследованиям, увеличение площадей постоянной экспозиции, а своей миссией мы считаем изучение и трансляцию художественной культуры прошлого в будущее, развитие художественных способностей и вкуса широкой аудитории, воспитание национальной гордости и исторической ответственности. Мы хотим, чтобы наш музей стал вдохновляющим местом для людей разных интересов и возрастов, а также для профессионального сообщества,"- говорит директор ВМДПНИ Елена Титова.
Огромную работу проводит отдел научной реставрации, большинство из сотрудников которого являются реставраторами высшей категории, имеют богатый опыт работы и обладают высоким авторитетом в музейном сообществе России.
Весной 2014 года случилось неожиданное открытие. В ходе подготовки к реставрации специалистами музея на оборотной стороне одного из резных фризов, некогда украшавших фасад крестьянской избы, была обнаружена полустёртая надпись, сделанная музейными хранителями Кустарного музея Московского Губернского земства в начале XX века: «Коллекцiя С.Т.Морозова № 1». На лицевой стороне фриза крупными буквами в высоком рельефе вырезано: «Упование мне Бог». Можно утверждать, что этот предмет был занесён первым в несохранившуюся коллекционную опись Кустарного музея.
Редчайшая скульптурная композиция «Как мыши кота хоронили» богородского мастера И.А.Рыжова, созданная в 1913 году (таких композиций сохранилось всего четыре), возвращена к жизни Заведующим сектором отдела научной реставрации С.Е.Катковым.
Специалисты реставрационного отдела работают со всеми материалами, в которых творили и творят художники декоративно-прикладного искусства. Отдел научной реставрации ВМДПНИ оказывает консультационную и практическую помощь многим российским музеям, как столичным, так и региональным.
Несколько залов отведены на постоянно обновляемые тематические выставки.
Два императора (к 200-летию Отечественной войны, 2012)
И дружба, и вражда Александра с Наполеоном были сотканы и из парадоксов: миролюбивый русский император был инициатором всех своих войн с Францией, а воинственный император французов неустанно добивался союза с Россией. «Александр! - сорвалось однажды с уст пленника острова Святой Елены, - мы любили друг друга…»
Кстати, Наполеон, пожалуй, первым начал использовать прикладное искусство в качестве инструмента пропаганды, - при нём стало выпускаться то, что впоследствии получило название «агитационного фарфора». Надо отметить, что российские царедворцы быстро подхватили этот стиль, о чем свидетельствуют работы российских мастеров и художников.
Выставка промышленного дизайна оборонной продукции (2014)
В мае 2014 года в музее проходила конкурсная выставка эскизов "Боевой транспортный автомобиль XXI века". Во дворе экспонировались прототипы бронеавтомобилей "Колун" и "Торос", изготовленные на Уральском автомоторном заводе (Новоуральск).
"Торос" представлен в трёх модификациях: командирский, базовый, санитарный. Это машины-амфибии, способные преодолевать вплавь водные преграды. При создании использованы агрегаты БТР-60 и двигатели Минского моторного завода.
"Колун" предлагается в двух вариантах: 4х4 и 6х6. Машины бронированные на шасси ЗиЛ-131.
Выставка "О самоварах и не только…" посвящена культуре чая и традициям чаепития в России. Первые упоминания о чае в России относятся к 1567 году, когда казачьи атаманы Петров и Ялышев побывали в Китае и описали растение и напиток, из него приготовляемый. Однако только в 1689 году после подписания знаменитого Нерчинского договора о торговле с Китаем чай начинает распространяться по территории России. В 1740-е годы впервые был упомянут самовар - "водогрейный для чаю сосуд".
Ознакомимся с постоянной экспозицией музея
"Традиционное народное искусство" - это коллекции домовой резьбы, деревянной и глиняной игрушки, женской праздничной одежды.
Детский уголок
Дымковская игрушка
Фрагмент прялки
Богородская игрушка
"Декоративно-прикладное искусство конца XVIII - начала XX веков" - творчество русских стеклоделов, керамистов, эмальеров, косторезов. В коллекции представлены мебельные гарнитуры, бронзовые часы, уральские металлические живописные подносы, холмогорская резьба по кости.
"Галерея советского фарфора" - коллекция агитационного и декоративного художественного фарфора и фаянса 1920-1950-х годов.
"Русская лаковая миниатюра" - единственная в стране самостоятельная экспозиция лаковой живописи, демонстрирующая произведения как родоначальников русских лаковых промыслов, так и современных мастеров.
Адрес: улица Делегатская, дом 3
Контактная информация и режим работы ВМДПНИ:
http://www.vmdpni.ru/visitors/contact/index.php
Этот сюжет подготовлен в содружестве с порталом "Русский Блоггер":
http://rblogger.ru/ Предыдущие 138 серий проекта "Город на память" на ЯМОСКВЕ:
http://www.yamoskva.com/node/13886 Оригинал взят у
evge_chesnokov в
Фотопроект «Город на память». 139. ВМДПНИ, или Хэнд-мейд по-русски