Давненько не было этой рубрики у меня в блоге, последний раз в октябре, пора бы расчехлить коллекцию памятников и скульптур, которую накопил еще в прошлом году. Начнем с Марии Мироновой и Александра Менакера.
Мемориальная табличка на доме № 7 в Малом Власьевском переулке, недалеко от Арбата. В этом доме, в квартире 8, знаменитые супруги жили с 1971 года и до самой смерти. Андрей Миронов на тот момент жил уже отдельно от родителей, но навещал их практически каждый день. После смерти мужа и сына Мария Владимировна прожила там ещё 10 лет. В квартире она завещала устроить музей, в память о своём так рано ушедшем сыне.
Остоженка дом N22, по инициативе общественных организаций, среди которых Международный благотворительный фонд Николая Петрова, Международный фонд славянской письменности и культуры, установлена памятная доска великому русскому певцу Василию Родионовичу Петрову.
Василий Петров обладал редким по диапазону, красоте и тембру мощным басом. Когда было учреждено звание "народный артист РСФСР", он был в числе первых, кто получил эту награду. Он пел вместе с Шаляпиным, и часто современники спорили, кто из них лучше, значительнее. Даже сам Федор Иванович признавал преимущество вокальных данных Петрова; он об этом открыто говорил и очень ценил, уважал Василия Родионовича. В постановке оперы "Дон Карлос", где Шаляпин пел Филиппа, а Петров - Инквизитора, все отмечали, что звуковой поток Петрова был намного мощнее... Шаляпину, можно сказать, повезло - уехав из России, он застал на Западе весьма продвинутую аудиотехнику. А вот из всех записей Василия Петрова только две были сделаны уже более или менее современной аппаратурой того времени (это 1935 - 1936 годы).
Артист был очень требователен к качеству звука. Он даже забраковал записи, ему не нравилось, как звучит оркестр. Внук Василия Петрова, известный пианист Николай Арнольдович Петров, долгие годы настойчиво сохранял наследие своего деда, что-то покупал у коллекционеров, что-то находил в архивах. Диск (записи реставрировались и у нас, и в Америке), изданный Николаем Арнольдовичем, был его большой гордостью. И, несмотря на техническое несовершенство записей того времени, звучание голоса Василия Петрова дает нам понимание того, как говорил Николай Петров, с каким дарованием мы имеем дело!
Художественный руководитель молодежной оперной программы Большого театра Дмитрий Вдовин рассказал нам: "Вот сейчас Петрова вспоминают только потому, что он был дедушкой знаменитого пианиста, а Василий Родионович помимо выдающихся исполнений русской и итальянской музыки прославился своими вагнеровскими партиями. Имел огромный успех на Западе. Я очень хорошо помню его сольную пластинку, популярную в 80-е годы. Тогда замечательный исследователь оперного искусства Всеволод Тимохин инициировал выход в свет изумительной серии на виниловых пластинках "Сокровищница мирового камерного искусства". В те годы мы не забывали о нашем великом наследии..."
Родился 28 февраля (12 марта) 1875 года в селе Алексеевка Харьковской губернии (ныне - Первомайский район Харьковской области, Украина) в семье сельского портного.
7 апреля 2015 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в столице освятили и установили мемориальную доску, посвященную святому патриарху Тихону.
Доска установлена вблизи от Зачатьевского женского монастыря на доме по улице Остоженка, 17-19, где находилась клиника Бакуниных, в которой провел последние месяцы своей жизни святитель Тихон и где он почил 90 лет назад - 7 апреля 1925 года.
На памятном барельефе изображен святитель Тихон, держащий в руках икону Благовещения Пресвятой Богородицы. Сюжет барельефа имеет историческую основу, так как за три месяца до преставления патриарха Тихона сестры монастыря передали ему именно эту икону.
Доходный дом П.В.Лоськова, что в Мансуровском переулке, является посольством Сирии в Москве, тут в 2018 году установлен бюст легендарному Брусилову.
Про сам дом я расскажу отдельно как-нибудь, история этого необычного дома была б неполной без свидетельства о его знаменитом квартиросъемщике - генерале Алексее Алексеевиче Брусилове. В течение десяти лет с 1916 по 1926 год прославленный военачальник квартировал в особняке в Мансуровском переулке и занимал одну из 8-комнатных квартир.
Жизнь генерала Брусилова в Советской России прошла именно здесь. Была она сложной, местами трагичной. Боевого офицера, прошедшего без единой царапины бои в Первой мировой, ранило осколком от снаряда во время революционных баталий 1917-го. В своих воспоминаниях он с горечью об этом упоминал: «Первая огнестрельная рана - и та от русского снаряда».
Из этого особняка Брусилова увозили в арестантские комнаты ЧК, тут он голодал и холодал, отсюда уходил на службу. Во время советско-польской войны генерал счел предательством оставаться дома, когда Отечество было в опасности. Он не пошел на передовую - все-таки ранение и возраст...Но его призыв к бывшим солдатам и офицерам царской армии помог Советской армии укомплектоваться на 15 тысяч человек, поверивших «своему генералу». А Брусилов до 1923 года читал лекции и вел практические занятия для офицеров РККА. В 1924 Алексей Алексеевич попросился в Чехию на воды по состоянию здоровья, где и провел последние дни. Он вернулся через два года в особняк в Мансуровском переулке, чтобы уйти оттуда в последний путь - на Новодевичье кладбище, где его проводили со всеми положенными почестями.
До 1960 года здание оставалось многоквартирным домом, потом его передали посольству молодой Сирийской республики, где оно и находится по сей день.
Вот такие две скульптуры стоят у входа в Российскую академию художеств, если бы не
raven_yellow и его рассказ, я бы так и не понял, кто это. А вы бы угадали? В интернете вроде нет информации, но оказывается это Микеланджело и Леонардо.
Мемориальная доска Н.С. Стрелецкому. Надпись на мемориальной доске: "В этом доме с 1947 года по 1967 год жил и работал выдающийся строитель, Герой Социалистического Труда, Член корреспондент академий наук СССР Николай Станиславович Стрелецкий".
Николай Станиславович Стрелецкий (2 сентября 1885, Царство Польское - 15 февраля 1967, Москва) - советский учёный-механик, специалист в области строительных конструкций и мостостроения; член-корреспондент АН СССР (1931).
Основные труды - по теории прочности сооружений и конструкций. Большое значение для практики проектирования и строительства имеют разработанные под его руководством теоретические основы расчёта строительных конструкций по предельным состояниям. Им также разработаны основы типизации транспортных и промышленных сооружений. По его проектам построен ряд крупных металлических железнодорожных мостов.
Герой Социалистического Труда, 4 ордена Ленина, 2 ордена Трудового Красного Знамени, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР.
Памятная доска Народной артистке СССР Ангелине Степановой, 2006. Малый Власьевский пер., 7.
Ангелина Иосифовна Степанова - советская и российская актриса театра и кино, педагог. Герой Социалистического Труда (1975). Народная артистка СССР (1960). Лауреат Государственной премии СССР (1977) и Сталинской премии первой степени (1952).
Родилась 10 ноября 1905 года (по другим источникам - 14 июля в Николаевске (ныне Николаевск-на-Амуре, Хабаровский край) в семье страхового агента и зубного врача.
Учась в московской гимназии, увлекалась балетом. С 1921 года училась в театральной школе при III-й Студии МХТ (ныне Театральное училище имени Б. В. Щукина), которую окончила в 1924 году.
С этого же года работала в Московском Художественном театре (с 1989 года - МХАТ им. А. П. Чехова). Была профессором Школы-студии МХАТ. Член редколлегии журнала «Театр».
В последние годы жизни отличалась молчаливостью, переходившей в скрытность, отказывалась от интервью. Не одобряла раздел МХАТа, осталась в труппе О. Н. Ефремова. Её последнее появление перед публикой было 26 октября 1998 года на сцене МХАТа в Камергерском переулке, на торжествах по поводу столетия со дня открытия МХТ.
Член КПСС с 1952 года. Умерла 17 мая 2000 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 1) рядом с А. А. Фадеевым.
Имела очень много ролей в театре и кино.
И последнее на сегодня мемориальная доска Н. Крючкову.
Николай Афанасьевич Крючков - советский и российский актёр театра и кино. Герой Социалистического Труда (1980), народный артист СССР (1965), лауреат Сталинской премии I степени (1941), кавалер двух орденов Ленина (1940, 1980).
Родился 24 декабря 1910 в Москве, в рабочей семье. В 14 лет поступил в ФЗУ при «Трёхгорной мануфактуре», где учился на гравёра-накатчика, там же начал выступать в художественной самодеятельности.
В 1928-1930 годах учился в школе актёрского мастерства при Московском центральном театре рабочей молодёжи. Учёбу совмещал с работой на фабрике «Трёхгорная мануфактура». Театральный дебют состоялся в 1927 году в постановке «1905 год». С 1928 по 1933 годы - актёр Московского центрального театра рабочей молодёжи (ТРАМ; ныне - «Ленком»); учился у Николая Хмелёва, Ильи Судакова и Игоря Савченко.
Дебютом в кино стала роль сапожника Сеньки в фильме Б. В. Барнета «Окраина» (1933). С 1934 года - актёр киностудии «Межрабпомфильм» (с 1936 - «Союздетфильм», с 1948 - киностудия имени М. Горького).
С началом Великой Отечественной войны хотел уйти на фронт, но в военкомате ему отказали, посчитав, что стране он нужнее как актёр. Продолжал сниматься в кино, в том числе в роли военных. Рискуя жизнью, выступал в составе концертных бригад на фронтах.
В 1953 году вступил в КПСС[7]. Член Союза кинематографистов СССР. Автор книги «Чем жив человек» (1987).
Всего за долгие годы творческой деятельности актёр сыграл около ста тридцати ролей в фильмах. Умер 13 апреля 1994 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 10).
Внебрачный сын - Борис, получил инженерное образование. Женат, есть дети и внуки.
Первая жена - Мария Пастухова (1918-2003), актриса; народная артистка РСФСР (1976). Познакомились на съёмках фильма «Трактористы» (1939). Развелись в 1945 году.
Вторая жена - Алла Парфаньяк (1923-2009), актриса; заслуженная артистка РСФСР (1977). Познакомились на съёмках фильма «Небесный тихоход» (1945). Вместе прожили более десяти лет. Сын - Николай.
Третья жена - Зоя Кочановская, лыжница; мастер спорта СССР. Познакомились на съёмках фильма «Домой» (1960). Погибла в Ленинграде через три месяца после свадьбы - её сбила машина.
Четвёртая жена - Лидия Николаевна Крючкова, ассистент режиссёра. Прожили вместе до самой смерти актёра. Дочь - Эльвира. Внучка - Екатерина.
На сегодня все.