«Леонардо» в театре «Модерн»

Jun 05, 2023 21:00

В театре «Модерн» его художественный руководитель Юрий Грымов уже третий год разрабатывает триптих по произведениям Мережковского «Христос и Антихрист». Сначала «Петр I», потом «Леонардо». А заключительная часть «Иуда» пока еще не готова. Справедливости ради отмечу, что у самого Мережковского сначала был «Юлиан Отступник», потом «Леонардо» и уже потом «Петр». Впрочем, в марте я ощутил большое желание увидеть именно вторую часть, которая одинакова у обоих. Осуществление случилось хоть и два месяца спустя, но получилось воистину дивным - еще ни разу прежде я не держал в руках билетов по 10 тыс. каждый на самые лучшие места в первом ряду.



Мережковский знал о Леонардо почти всё то же, что мы сейчас (точный день рождения гения, его проект моста через Босфор и скандал с картиной «Спаситель мира» - вот всё что добавилось в леонардоведении с тех пор). Кстати, литоснова считывается быстро. А спектакль далеко непопсовый, из-за чего не всем понятен и нравится, и желательно до посещения театра, если не прочитать книжку - она тяжеловата, и я тоже целиком не осилил, то хотя бы посмотреть недавнюю передачу о Леонардо от Минаева. Мы во всяком случае так сделали.
И тогда все сцены, в которых актеры говорят, станут понятны. Но пара беззвучных пантомим даже мы не разгадали.

Спектакль - не биография, не байопик, в начале спектакля Леонардо чуть более сорока. А там - конфликт между гуманизмом и религиозным сознанием, потому что неоднократные обвинения Леонардо в ереси обоснованы. Но интересно, что по ходу пьесы зрителя пытаются поместить в кожу художника, когда ты следишь за тем, как падает свет, как он рассеивается в пыли камнерезной мастерской, как дымка формирует фон картины…
Художник, как говорил Уэльбек, это тот, кто подчиняется. Подчиняется художественной правде, предназначению, голосу свыше. Художник - это тот, кто точно знает, как оно есть, или как оно было. И если он противится этому, и пытается изобразить что-то в угоду конъюнктуре, то произведение не выходит. А если нет - то выходит.
Наш герой зарисовывает воду, выражения лиц… Он не хочет придумывать, он хочет отражать.
Художники Возрождения разобрались, как надо изображать трехмерный объект сложной формы (человеческое тело) в движении, выражая определенные эмоции на плоской поверхности холста или фрески. Кто-то писал через сетку. Математически вычислялась перспектива. В итоге получали реалистическую живопись, используя математический аппарат. То есть каждый художник в то время - немного геометр и химик.
Геометричность поддерживается работой света этого спектакля.

Леонардо, оказавшись в круге света демонстрирует «Витрувианского человека», тем более, что сам хорошо сложен.
И тут уместно поговорить об исполнителе главной роли. В 2022 году в театр «Модерн» под роль Леонардо перешел Дмитрий Бозин. Мы помнили его по выдающемуся спектаклю «Последняя любовь Дон Жуана» в Театре Романа Виктюка. Но еще мы помнили его по взрослому «Маугли», где Витюк дал ему побыть режиссером. Тот спектакль наполнен символизмом и не очень явственной, но всё же эзотерикой. Этот же склад ума видится и в Леонардо, так что роль Бозину явно идет.
В спектакле чуть-чуть приоткрывается внутренний мир Леонардо да Винчи, к примеру, тем, что гением не учитывается этика. Нам показывают распиаренный образ (распиаренный и при жизни, и после смерти).
И такому Леонардо не сочувствуешь!

Тема Салаи (мальчика-ученика) раскрыта полностью. Но нарушена фактическая его биография, ведь на самом деле он не покинул Леонардо до самой его смерти.

Однако же я взялся рассказывать о спектакле, и, как всегда, скатился в описание содержания.
Всё, последние абзацы - только о зрелище.

В спектакле - шикарные костюмы и сравнительно мало декораций.

Представлены четыре живописных работы: «Тайная Вечеря», реализованная актерами, «Леда и Лебедь», «Иоанн Креститель» и «Джоконда», реализованные картинами, правда, без соблюдения размера оригинала.

Кассандра, натурщица для картины про Леду, где - ее полностью обнаженная фигура, стоящая в полный рост, после того, как позирование закончено, хочет «ослепить» своей наготой Джованни. Но только чуть-чуть расстегивает перед ним одежду, не показывая и кусочка тела. В этот момент я подумал «незачет», ведь даже в советских «Мастере и Маргарите» Нина Шацкая в такой же позе спиной к зрителю была полностью обнажена. Однако по возвращении домой мне показали в книжке Мережковского абзац, где Кассандра, даже отправляясь на шабаш летать на козле, не снимает сорочку.



Когда Леонардо встает в круг, то рядом появляются люди из его окружения. И я подумал, вот так они будут вращаться вокруг него, вовлеченные в сюжет его жизни. И вскоре свет начинает кружиться так, словно бы они вращаются. Тут совпадение мыслей не очень важное, но мне запомнилось.

Фраза людей из его окружения о том, что Леонардо вряд ли полный девственник, поскольку наверняка хотя бы ради научного познания захотел изучить и этот процесс, передана режиссером в женские уста.

Если охарактеризовать спектакль одним словом, то я выберу «интересный». Но если хотите еще одно слово, то пусть будет «грандиозный».

театры

Previous post Next post
Up