Впервые в особняке Салтыковых-Чертковых на Мясницкой, а среди московских особняков, он - главный аристократ,
я оказался летом 2015, во второй раз - в
декабре того же года. Третий визит случился в нынешнем январе, но это была уже экскурсия после ремонта. И он случился не потому, что здание построено в 18-м веке, а потому что в августе 2022 года бывший худрук МХТ Эдуард Бояков
объявил, что откроет в этом здании театр.
Так что думал, что по итогу
экскурсии с экскурсоводом Екатериной Кретовой...
...появится очередной текст по москвоведению, в котором интерьеры и декорации заслоняют оригинальные стены.
Оказалось не так. Основные залы особняка декорации не искажают. Да и вообще давайте по порядку.
Готический зал (XIX век). Одно из лучших помещений с лепниной работы русских мастеров. Наверное, лучше было бы сделать фотографию при включенном свете. Но зато так - гораздо готичнее.
Мальтийский узор. Ничего не буду говорить о
масонах. Тем более, что даже наш Аркадий Волож имеет мальтийское гражданство.
Большой каминный зал. В нем соответственно камин, недорогой - врубель. Однако кроме бородатой шутки тут можно лишь сказать, что этот камин художника Врубеля не считается произведением архитектурного искусства, потому что - просто типовой образец в рамках архитектурной выставки-продажи. В Каминном зале снимался эпизод фильма «Семнадцать мгновений весны», где Вольф проводит сепаратные переговоры в Швейцарии.
Предположительно сохранила свой первоначальный облик Арабская курильня, которая ныне называется Мавританском залом. Она тоже - часть той архитектурной выставки.
Дубовая гостиная - самый приятный зал, где нам рассказывали об уникальной библиотеке. Один из владельцев усадьбы Чертков коллекционировал книги, которые после своей смерти (по завещанию через сына) передал городу. В 1871 здесь работал и учился 16-летний Циолковский, который был глуховат и мог учиться только посредством чтения.
Сейчас в усадьбе расположился «Новый Театр», показывая там иммерсивный спектакль по леденящему кровь рассказу Лескова «Тупейный художник». Непонятное современному человеку название заменили на «Лубянский гример».
Театральный зал, в котором в спектакле Нового театра выступают крепостные актеры. Если не путаю, раньше назывался Большим Банкетным. Слоны в углах связаны с тем, что актеры играют что-то индийское.
Но нужные для спектакля помещения - в основном комнаты и лестницы, отдельные от главных залов Черткова дома. Так что всё получилось бережно.
А вот это уже первый новодел от Нового театра.
События рассказа происходят вокруг орловского крепостного театра. Его владелец предположительно значится в паспортном столе преисподней как Сергей Михайлович Каменский.
Небольшая цитата из рассказа:
Даже в церковь для исповеди или причастия его не пускали, потому что граф сам в бога не верил, а духовных терпеть не мог, а один раз на Пасхе борисоглебских священников со крестом борзыми затравил…
Рассказанный случай был известен в Орле очень многим. Я слыхал об этом от моей бабушки Алферьевой и от известного своею непогрешительною правдивостью старика, купца Ивана Ив. Андросова, который сам видел, «как псы духовенство рвали», а спасся от графа только тем, что «взял греха на душу». Когда граф его велел привести и спросил: «Тебе жаль их?», Андросов отвечал; «Никак нет, ваше сиятельство, так им и надо: пусть не шляются». За это его Каменский помиловал.
Конец цитаты
Если реальный Сергей Каменский и был много лучше своего литературного образа, то во всяком случае действительно пытал и наказывал своих крепостных, а некоторых молодых актрис брал себе в наложницы (у Лескова сказано «в одалиски», что тоже самое, просто неожиданно было встретить это слово в рассказе, где события происходят на нашей средней полосе).
Я думаю все слышали об актере Михаиле Щепкине, в честь которого в районе Проспекта Мира названа улица. Это был первоначально актер из крепостных, позднее получивший вольную. Он придумал базовые принципы системы Станиславского. И однажды его на два спектакля арендовал Каменский. Но Щепкин сыграл в Орле лишь один раз, а на втором спектакле уже не появился, потому что слухи о жесткости этого крепостного театра подтвердились. Собственно Щепкин и принес в Москву сведения об орловском театре.
К тому же, если крепостные московские и подмосковные театры были на уровне, то спектакли в Орловском театре были просто ниже плинтуса. В углу сцены висели розги, и в антракте граф поднимался за кулисы и сек ими тех, кто плохо играл. Зрители могли слышать их крики. Трудно это представлять. Другое время. Другие обстоятельства. И моя жизнь ни разу не пыталась совратить меня именно властолюбием.
Эдуард Бояков...
Странные встречи у меня с этим человеком.
Посудите сами, в нулевые годы Бояков стал худруком театра «Практика». Ни одного его спектакля не видел, а вот на проведенном там вечере памяти Кормильцева (2007) впервые
услышал и увидел Боякова, который прочитал два стиха Ильи. Потом стал Бояков худруком МХТ, Опять ни одного его спектакля не довелось там посетить. Однако придя пораньше на одну из лекций в МХТ, наблюдал перед ее началом как Бояков рассказывает на камеру об архивировании видеозаписей спектаклей.
И про то, как что там сделано в «Лубянском гримере» тоже не ведаю, хотя в одном из залов особняка мы опять же встретили Боякова, который руководил установкой света на базе нового светового оборудования.
«Cвятость и пороки крепостного театра» - слоган спектакля. В первом слове не вижу попадания. Даже «Невинность и пороки» - лучше, хотя надо и дальше удачный вариант искать. Зато некий будуар как специальное помещение для порока в усадьбе тут тоже выделено. Правда, как это происходит, даже не намекали. Но Ирина Аренкова рассказывала еще в прошлом году: «Кстати, там еще шест был… И когда мы перемещались из-зала в зал во время спектакля, на нем крутилась крепостная актриса… а другая - плескалась в ванной. Но это не видели другие зрители… Оказывается там 4 маршрута, по которым водят группы во время спектакля и они все разные. Перед началом вам выдадут браслет определенного цвета. Вот от цвета и зависит что вы увидите».
Я уже видел
спектакль про Салтычиху. И не надеюсь попасть на спектакль про Каменского. Рекламные коллаборации с блогерами прошли еще в прошлом году. А билеты - от 2 до 15 тыс. Но понятное дело, что худший вариант - попасть в группу, которая будет смотреть на курочек и коз.
А видимо, самое интересное - пытки на морозе (на самом деле там есть невидимый зрителю секрет с двойной рамой), ну вот или хотя бы посмотреть на актрису в ванне.
Однако оставим этот BDSM и вернемся к особняку. Вообще в конце XIX века в усадьбе образовался литературный клуб. Там бывали знаменитости, один из которых - острый на язык Гиляровский - и придумал называть эту усадьбу «Чертков дом». Он же как профессиональный враль стал автором некоторых легенд особняка.
В 1914 году усадьба была выкуплена предпринимателем, который планировал ее снести, чтобы построить на ее месте доходный дом. Этим планам помешала Первая мировая война. Но и без того понятно, что сюжет «Вишневого сада» не на пустом месте возник.
А разрушением Москвы занялись уже все послереволюционные градоначальники, включая нынешнего, хотя более других в этом вроде бы поусердствовали Каганович и Лужков.
Говорят, что во время пожара 1812 года Наполеон прожил в усадьбе два дня (кстати, Мясницкая от того пожара вообще не пострадала). Говорят, что именно здесь на балу Александр Пушкин увидел молодого человека, который не танцевал мазурку - прообраз своего Евгения Онегина. Да много чего говорят - и это «хлеб» экскурсовода.