На прошлой неделе сходили на премьерный показ классики и пожалуй самую "нарядную" пьесу Островского. Премьера
в Театре Моссовета. Режиссёр Евгений Марчелли поставил "Бесприданницу" - историю о вечном конфликте женского и мужского миров, и перенес ее в наше время.
Парадокс: сам Островский считал свою "Бесприданницу" лучшей пьесой, а первые премьерные показы в обеих столицах провалились. Правда, в конечном счете успех пришел: сегодня "Бесприданница" одна из самых популярных пьес Островского на российских подмостках. Повезло ей и с экранизациями - одну из последних, "Жестокий романс" Эльдара Рязанова, в России пересматривают до сих пор.
Режиссер-постановщик: Евгений Марчелли
Действующие лица и исполнители
Харита Игнатьевна Огудалова: Елена Валюшкина
Лариса Дмитриевна: Анастасия Белова, Юлия Бурова, Дарья Таран, Юлия Хлынина
Мокий Парменыч Кнуров: Виталий Кищенко, Дмитрий Щербина
Василий Данилыч Вожеватов: Влад Боковин, Сергей Зотов
Юлий Капитонович Карандышев: Антон Аносов, Дмитрий Подадаев
Сергей Сергеевич Паратов: Станислав Бондаренко, Павел Чинарёв(МХТ имени А. П. Чехова, «Приют комедианта»)
Робинзон: Олег Кузнецов, Евгений Ратьков
и другие
От самой "нарядной" пьесы Островского почти ничего не осталось, минимум декораций: ни Волги, ни "Ласточки", ни романса, ни роскошного прикида местной королевы красоты(Ларисы Дмитриевны), ни яркой и опять же красивой страсти. Вместо этого - графика фигур на монотонном фоне, единственный очеловеченный персонаж Харита Игнатьевна (Елена Валюшкина), кучка тусклых мужчин, хоть и харизматичных - и Лариса, с уже разрушенным сознанием, живущая только какими-то рефлексами, импульсами. Девушка, в которую как бы вселился БЕС, но не театральный, как костюм Робинзона и опереточные усики Вожеватова, а "мелкий", но в то же время очень вредный.
Я не особо помнил пьесу, вспомнил лишь после выстрела. Вообще получилось неплохо, не без минусов, но на то она и премьера. Получился мир действительно мелких людей, эгоистичных, тоже по - мелкому (недаром Вожеватов увиливает от достающегося именно ему по жребию "счастья', ну а Кнуров - непонятно, зачем ему вообще Лариса!).
При всей внешней учтивости и вежливости в отношениях между героями нет и намека на любовь и уважение. Здесь царствует бес нелюбви и плотоядной мужской страсти. Страстная и цельная по натуре Лариса столкнулась с жестоким, холодным и расчетливым миром мужчин, воспринимающим женщину как приятную игрушку для развлечений. Единственный, кто смотрит на нее по-другому - жених Ларисы, презираемый ею Карандышев, в котором она проглядела человека. Но и к его чувству примешивается бес тщеславия, желание похвалиться красавицей-женой.
И все-таки именно Лариса Дмитриевна остается победительницей. Не случайно после рокового выстрела, когда все мужчины, не получив вожделенный трофей, замирают, словно призраки, Лариса продолжает свой монолог: "Живите, живите все...я ни на кого не жалуюсь, не обижаюсь... Вы все хорошие люди...". Единственная живая душа среди расчетливых мертвых особей.
В общем, спектакль получился с почерком Марчелли, обаянием Валюшкиной (играет без замен), и безнадежностью в финале. Обаяние Чинарева и Кищенко выражено опять же минимально. А ещё, ах да, в финальной песне, несмотря на наслоения, узнается, непонятно зачем "Я солдат". Впрочем, сейчас это узнается и слышится везде ( но я подозреваю, что а спектакле все проще: любовь - война, да и всё тут!)
Мне больше всего понравился Дмитрий Подадаев и его Карандышев играл просто на разрыв.
Моя оценка: 4 балла из 5 смело можно идти.
Спасибо театру и лично Валентину Василькову за приглашение, а актерам за подаренные эмоции!
ГБУК г. Москвы «Театр имени Моссовета»
г. Москва, ул. Б. Cадовая, 16
Справки и заказ билетов:
+7 495 150‑01‑20
https://mossoveta.ru/