Люблинско-Дмитровская линия (часть 1)

Dec 15, 2021 16:35



Продолжаем знакомиться с московским метрополитеном и сегодня начинаю серию репортажей о Люблинско-Дмитровской линией метро. Начинаем с юга на север.

Люблинско-Дмитровская линия (в 1995-2007 - Люблинская линия) - десятая по официальной нумерации (одиннадцатая по хронологии) линия Московского метрополитена. Первый участок «Чкаловская» - «Волжская» длиной 12,2 км с 6 станциями открыт 28 декабря 1995 года. Стала первой линией, целиком открытой уже после распада Советского Союза, хотя строиться начала ещё в конце 1980-х. На схемах обозначается светло-зелёным (салатовым) цветом и числом Люблинско-Дмитровская линия.

В состав линии входит 23 станции, общая длина - 38,3 км. Среднее время поездки по всей линии - 59 минут (от «Селигерской» до «Зябликово»). Средняя скорость движения подвижного состава - около 40 км/ч. Линия целиком проходит под землёй, за исключением участка «Волжская» - «Люблино», построенного над уровнем земли и засыпанного впоследствии чужеродным грунтом. Станция «Селигерская» и участок «Кожуховская» - «Зябликово» мелкого заложения, участок «Верхние Лихоборы» - «Дубровка» - глубокого.

С 19 июня 2010 года Люблинско-Дмитровская линия - единственная в Московском метрополитене, которая не имеет пересадки в одном из двух мест её пересечения с Кольцевой линией, однако в будущем планируется строительство станции «Суворовская», которая должна стать пересадочной на станцию «Достоевская».

По данным 2010 года, на линии задействовано более 200 вагонов. Среднесуточный пассажиропоток линии в 2011 году составлял 731 тысяч человек.



«Зябликово» - конечная станция южного радиуса Люблинско-Дмитровской линии Московского метрополитена, следующая за станцией «Шипиловская». Расположена на юге Москвы, на восточной стороне Ясеневой улицы у пересечения её с Ореховым бульваром, на границе районов Зябликово и Орехово-Борисово Южное. Открыта 2 декабря 2011 года в составе участка «Марьино» - «Зябликово». Односводчатая мелкого заложения с одной островной платформой.

Строительство станции велось с 1993 по 1996 год, однако из-за недостатка финансирования было полностью остановлено в сентябре 1998 года.

Строительство станции было возобновлено в 2008 году. Тоннели от станции «Шипиловская» сооружались закрытым способом с помощью тоннелепроходческого щитового комплекса. Построены оборотные тупики.

25 ноября по новому участку прошёл пробный поезд. С 30 ноября поезда Люблинско-Дмитровской линии следовали мимо оборотных тупиков на станции «Марьино» до «Зябликово» без пассажиров, уходили там под оборот и следовали обратно до «Марьино». Таким образом производилась обкатка нового участка.

Станция была открыта в первой половине дня 2 декабря 2011 года в составе участка «Марьино» - «Зябликово», после ввода в эксплуатацию которого в Московском метрополитене стало 185 станций.





Станция имеет два подземных вестибюля. Северный вестибюль находится к юго-востоку от пересечения Ясеневой улицы с Ореховым бульваром, имеет выходы по обе стороны Ясеневой улицы, связан со станцией тремя лентами эскалаторов и лифтом. Южный вестибюль находится на восточной стороне Ясеневой улицы, имеет выход только на чётную сторону улицы, связан со станцией лестничным маршем.

Образует пересадочный узел со станцией «Красногвардейская» Замоскворецкой линии, переход осуществляется через пешеходные тоннели, связывающие залы обеих станций. Со стороны «Красногвардейской» переход оборудован лифтом, со стороны «Зябликово» непосредственно на переходе лифта нет, он есть только на выходе через северный подземный вестибюль, через который проходит пересадка. Из-за особенностей конфигурации вестибюля для прохода к этому лифту со стороны «Красногвардейской» необходимо выйти за пределы оплаченной зоны и снова пройти через турникет.

Благодаря центральной части станция «Зябликово» стала второй в Московском метрополитене по высоте (9,35 м) после Комсомольской.



«Шипиловская» - станция южного радиуса Люблинско-Дмитровской линии Московского метрополитена; расположена между станциями «Борисово» и «Зябликово». Находится на территории района Зябликово Южного административного округа города Москвы, почти в центре района.

Открытие состоялось 2 декабря 2011 года. Станция названа по Шипиловской улице, которая, в свою очередь, в 1966 году названа по деревне Шипилово, находившейся приблизительно в двух километрах от этого места (сама станция находится гораздо ближе к бывшему село Борисово). Данная деревня упоминается в источниках с XVI века. Её название связано с некалендарным личным именем Шипил (Шипило). Проектное название этой станции - «Борисово».



В 1993-1996 годах на восточной стороне улицы Мусы Джалиля напротив дома 23/56 был вырыт котлован длиной в примерно 100 м. До 1998 года на огороженной площадке велись подготовительные работы, ставились опоры. Станцию планировалось открыть к 2000 году, но из-за недостатка финансирования строительство было полностью остановлено в сентябре 1998 года. За 1999-2000 годы с участка вывезли аппаратуру, в 2004 году со дна котлована был поднят и отремонтирован проходческий щит, отданный для строительства Ташкентского метрополитена. Этот щит на тот момент завершил проходку тоннеля от «Зябликово», второй тоннель был пройден частично, приблизительно на 40 метров. Проходческий щит, находившийся там, за годы консервации стройки проржавел, однако в 2008-2009 гг. был приведён в рабочее состояние и закончил проходку своего участка тоннелей.

За время консервации строительства из-за отсутствия правильных опор (они практически не были вообще заложены) котлован затопился водой. К 2005 году в нём образовались плывуны и он уже частично зарос тиной, поэтому возобновлять работы по его расконсервированию не имело смысла. Котлован был зарыт осенью 2008 года. Тогда же возобновились работы по раскрытию нового котлована практически на том же месте. За 2009-2010 годы строительство набрало темп и шло полным ходом. 3 июля 2010 в связи со строительством северного вестибюля станции была перегорожена Шипиловская улица. В конце августа 2011 года улицу заасфальтировали, в ноябре 2011 года движение по ней восстановили.





Станция была открыта в первой половине дня 2 декабря 2011 года. К открытию станции строители не успели сдать южный вестибюль. Южный вестибюль был закрыт для пассажиров до 15 декабря 2011 года. Задержка открытия вестибюля была связана с необходимостью обкатки эскалаторов.

Станция односводчатая, с платформой островного типа. Проект разработан в 2008 году архитекторами проектного института «Метрогипротранс» под руководством Н. И. Шумакова в единой архитектурной и конструктивной концепции с соседними станциями «Зябликово» и «Борисово». Главной особенностью архитектурно-художественного решения «Шипиловской» стало членение сводчатого покрытия треугольными кессонами. В конструкции свода предусмотрены служебные галереи, соединяющие подземные вестибюли станции.

При строительстве особенную трудность представляло бетонирование свода с глубокими треугольными световыми нишами-кессонами. Специально для этого проекта российской компанией «СТАЛФОРМ Инжиниринг» был разработан и изготовлен передвижной механизированный опалубочный комплекс. Он состоял из поддерживающей конструкции, оснащённой механизмами подъёма и перемещения, опалубки свода и опалубки кессона. Изготовленный из ламинированной фанеры формообразователь кессона закреплялся сверху на опалубке свода. Вся конструкция работала в едином цикле: свод с кессоном распалубливались (освобождались от опалубки) одновременно, затем комплекс передвигался на следующий участок (захватку).

Из-за большой площади световых ниш было усилено армирование свода. Всего в конструкцию свода на «Шипиловской» было уложено более 5 тыс. кубометров бетона и примерно 750 тонн арматуры.



«Борисово» - станция Московского метрополитена на Люблинско-Дмитровской линии. Расположена в районе Братеево (ЮАО). Названа по бывшей деревне Борисово, вошедшей в состав Москвы в 1960 году.

Открыта 2 декабря 2011 года в составе участка «Марьино» - «Зябликово». Односводчатая станция мелкого заложения с одной островной платформой.

Первоначально (до 1989 года) станция носила проектное название «Братеево». В 1996 году постановлением правительства Москвы было утверждено новое наименование - «Борисово» - по названию бывшего села Борисово, располагавшегося чуть западнее и юго-западнее проектируемой станции метро. В том же постановлении название «Братеево» присваивалось проектируемой станции, которая первоначально называлась «Промзона» (в процессе строительства эта станция получила название «Алма-Атинская»).

Согласно сообщению радиостанции «Эхо Москвы» со ссылкой на РИА Новости, с 1 января 2011 года постановлением городских властей станции «Борисово» якобы должно было быть присвоено название «Казахстанская». В ответ в метро Алма-Аты должна была появиться станция «Московская». Однако станция «Борисово» не была переименована.





Решение о строительстве станции было принято в 1980-х годах. В технико-экономическом обосновании 1988 года станция размещалась под руслом реки Городни, которую планировалось заключить в коллектор.

Строительство велось с 1993 по 1996 год компанией «Протонтоннельстрой». За это время проходческий щит «Полина» канадской фирмы «Lovat» прошёл 190 м левого (восточного) перегонного тоннеля в сторону Марьина. В сентябре 1998 года из-за недостатка финансирования строительные работы были остановлены. В марте 2004 года незаконсервированный должным образом проходческий щит был демонтирован, поднят на поверхность, очищен от ржавчины, покрашен и передан ГУП «Казметрострой» для строительства метрополитена в Казани.

Строительство участка было возобновлено в 2008 году практически с нуля, по переработанному проекту. В связи с тем, что пойма Городни от Братеевской улицы до Москвы-реки является особо охраняемым памятником природы, местоположение станции было перенесено на 40 метров севернее, в сторону станции «Марьино». Генеральным подрядчиком строительства стала компания «Трансинжстрой». 17 октября 2008 года тоннелепроходческий механизированный комплекс «Светлана» фирмы «Herrenknecht» начал проходку первого перегонного тоннеля от станции «Марьино» в сторону будущей станции «Борисово». 9 и 10 ноября 2009 года соответственно тоннелепроходческие комплексы «Вера» и «Светлана» финишировали в демонтажных камерах на стройплощадке станции.

Работы по возведению платформенного участка станции выполняло ООО «СМУ ИНГЕОКОМ».





Станция построена из монолитного железобетона. Стены отливались в крупнощитовой опалубке. Для бетонирования сводчатого покрытия со световыми нишами российской компанией «СТАЛФОРМ Инжиниринг» была разработана специальная горизонтально-перемещаемая опалубочная система на стальных оцинкованных рамах. Свод длиной 162 метра был разделён на 18 участков бетонирования по 9 метров каждый. Опалубка свода представляла собой трёхчастную пространственную конструкцию из стальных профилей.

4 января 2011 года московская мэрия заявила о планах по сдаче станций «Борисово», «Шипиловская» и «Зябликово» к четвёртому кварталу 2011 года.

Станция была открыта в первой половине дня 2 декабря 2011 года в составе участка «Марьино» - «Зябликово».

Конструкция платформенной части - односводчатая мелкого заложения, из монолитного железобетона. Глубина заложения - 9 м, высота свода более 6 м.

Северный вестибюль станции «Борисово» оборудован двумя раздельными (платформа-вестибюль, вестибюль-поверхность) пассажирскими лифтами для доступа маломобильных граждан. На путях движения и платформе сделана специальная система индикации для слабовидящих.







Станция построена по индивидуальному (не типовому) проекту, разработанному в 2008 году коллективом архитекторов ОАО «Метрогипротранс». Она составляет единый архитектурный ансамбль с соседними станциями «Шипиловской» и «Зябликово», введёнными в строй в составе одного пускового участка.

В основе колористического решения станции «Борисово» - ахроматическая бело-серая цветовая гамма. Свод над платформенным участком прорезают два ряда световых ниш овальной формы, в которые интегрированы вертикальные цилиндры из прозрачного стекла. Полы облицованы серым полированным гранитом. Глянцевые поверхности гранитных плит усиливают свет от ламп, установленных в кессонах свода. Прозрачное стекло широко используется в системе путевой навигации и в других элементах оформлении станции. Путевые стены обшиты композитными панелями «под медь». В конструкции свода предусмотрены служебные галереи, соединяющие подземные вестибюли станции.

В декабре 2011 года, через несколько недель после открытия, на станции появилась течь; стали протекать потолки. В нескольких местах, на стыках конструкции, штукатурка разошлась по шву и вокруг стали видны разводы - при этом самая крупная трещина шла по всему своду в центре зала.

ГУП «Московский метрополитен» заявил, что проблема обнаружена и ведутся ремонтные работы. По словам официального представителя столичной подземки Павла Сухарникова, трещина возникла из-за ошибок, допущенных при строительстве станции. Как мы видим, прошло уже 10 лет, а течи не устранены и никому нет дела.



«Марьино» - станция Московского метрополитена, расположена между станциями «Братиславская» и «Борисово». Открыта 25 декабря 1996 года в составе участка «Волжская» - «Марьино». Названа по одноимённому району Москвы.

Данная станция является второй после станции «Братиславская», расположенной в районе Марьино.





До открытия 2 декабря 2011 года участка Люблинско-Дмитровской линии до станции «Зябликово» данная станция была конечной.

После ввода в эксплуатацию в Московском метрополитене стало 160 станций.

«Марьино» - однопролётная станция мелкого заложения. Сооружена по типовому проекту, из сборных монолитных железобетонных балок.

Тема оформления станции - «Отдых москвичей». Путевые стены отделаны чёрным и тёмно-синим мрамором и плиткой из штампованного алюминия. Пол выложен серым гранитом двух оттенков. Группы сидений, расположенные в центре по всей длине пассажирской платформы, совмещены с указателями станций. Освещение станции обеспечивают два ряда люстр с шестью шарообразными светильниками в каждой, прикреплённых к перекрытию зала.





За станцией находятся два тупика, предназначенные для осмотра, оборота и отстоя составов, оборудованные пунктом технического обслуживания.



«Братиславская» - станция Московского метрополитена, расположена на Люблинско-Дмитровской линии между станциями «Люблино» и «Марьино». Проектное название - «Краснодонская». Открыта 25 декабря 1996 года в составе участка «Волжская» - «Марьино». Названа по одноимённой улице, городу Братислава, а также «в честь дружбы и сотрудничества славянских народов: русского и словацкого» (согласно мемориальной табличке при входе на станцию).

Станция колонная двухпролётная мелкого заложения. Оформлена станция также в честь российско-словацкой дружбы (панно работы И. А. Бурганова), на торцах сводов помещены лепные медальоны с изображениями крепости Девин и Братиславского замка.





Путевые стены покрыты волнистым светло-голубым мрамором, цокольная часть - чёрным гранитом. Пол выложен светлым и тёмным гранитом и стилизован под шахматный узор. Освещается станция световодами, размещёнными в двухстворчатых чашах перекрытия сводов.

По центру платформы расположены колонны. Один ряд колонн по оси зала делит станцию на две части, в то же время сохраняется свобода перемещения по всей платформе. В центре зала колонн нет - это пространство оставлено для сооружения перспективной пересадки на второе кольцо метрополитена, которое вписалось в архитектурную композицию станции. Однако в итоге строительство второго кольца будет вестись через станцию «Печатники».

В первое время после открытия станции метро на этой стороне улицы Перерва не было ни жилья, ни торговых объектов, а лишь остатки Люблинской станции аэрации, и метрополитен закрыл этот вход, а на месте выхода с него в подземное пространство была сооружена тепловая камера. Позже, когда пассажиропоток на станции увеличился, население потребовало открыть выход, но чтобы этого не делать, пандус объявили «техническим».





Станция появляется на несколько секунд в фильме Эльдара Рязанова «Старые клячи» - прямо по рельсам на станцию въезжает бронеавтомобиль.



«Люблино» - станция Московского метрополитена, расположена на Люблинско-Дмитровской линии между станциями «Волжская» и «Братиславская». Открыта 25 декабря 1996 года в составе участка «Волжская» - «Марьино». Названа по одноимённому району.

14 февраля 2021 года в честь Дня святого Валентина руководство Московского метрополитена временно переименовало станцию во «Влюблино».



Станция односводчатая, мелкого заложения (глубина - 8 м), сооружена из монолитного железобетона по типовому проекту. Свод поднимается вверх и образует сплошную нишу, в которой находятся светильники. В конце зала свод спускается к декоративным стеновым элементам. Порталы в торцах станционного зала выполнены в виде занавесок, над ним располагается старинный герб города Люблино. В основе станции - тема архитектуры города работы И. А. Бурганова. Путевые стены станции выложены мрамором, пол - мрамором и гранитом разных цветов.



За станцией расположен однопутный оборотный тупик для ночного отстоя составов, а также для оборота в экстренных ситуациях. Построен потому, что изначально станция планировалась как конечная, однако впоследствии первая очередь линии была достроена только до станции «Волжская».

На сегодня все, но продолжение следует...

достопримечательности Москвы, архитектура, история, места, транспорт, ilovemoscow, благоустройство города, метро

Previous post Next post
Up