Всем знакомо здание в Москве, венчаемое квадригой под управлением Аполлона, как минимум, по купюре 100 рублей. А мы попали внутрь этой купюры, пардон, здания на купюре.
Экскурсии по зданиям театров давно практикуются в Европе. В Париже можно посетить Парижскую Оперу, в Вене - Венскую, в Милане - Ла Скала. Рада, что и у нас поняли, что такой вариант знакомства с театром может быть интересен публике.
С сайта театра: Экскурсии проводятся по предварительной записи по понедельникам, вторникам, средам, четвергам и пятницам с 10.00 до 16.00 часов. Индивидуальные посещения по заранее купленному электронному билету по четвергам.
Рассказываю о нашей, организованной
сообществом московских блогеров МОСКУЛЬТУРА. Более полутора часов мы провели в историческом здании, слушая интереснейшие рассказы: об основании театра; архитекторах, на разных этапах принимавших участие в создании облика и внутреннего убранства; артистах, выступавших на сцене; о мелочах и фактах, на которые вряд ли обратишь внимание, при обычном посещении.
Мне посчастливилось побывать в Большом после реконструкции на балете Щелкунчик. Я видела отреставрированную историческую сцену и главный зал, но не знала, что золоченое убранство балконов выполнено не по лепнине из гипса, а по папье-маше. И на это золочение ушло около 4 килограммов сусального золота. Как не удалось мне услышать в то давнее посещение акустических возможностей Круглого зала Императорского фойе. Когда много народа, шум голосов не позволяет этого оценить. В варианте же небольшой экскурсионной группы, затаившей дыхание и прислушивающейся к замечательному плавно текущему рассказу экскурсовода, можно услышать отражение голоса от чашеобразного потолка и узнать, что дополнительный эффект глубины достигается за счет дублирования потолочной поверхности с созданием воздушной прослойки между деревянными слоями.
Множество интересных историй и фактов приносит повествование. И на спектакле вам не удастся одновременно с главным залом посетить камерный Бетховенский зал. О его существовании я, честно говоря, не знала. В афише есть анонсы некоторых представлений на этой площадке, но мне казалось, что это часть здания Новой сцены. Оказывается нет.Бетховенский зал находится на этажах под исторической сценой.
На целых шесть ярусов углубили помещение Большого при последней реконструкции. Это была инженерно и технически сложная работа. Результаты впечатляют. Так Бетховенский зал, рассчитанный на 300 зрителей, позволяет трансформировать зал из амфитеатра в зал с полностью ровным полом.
*На каком-то псевдо сайте Большого встретила информацию, что нынешний Бетховенский зал - это переделанное Императорское фойе, не верьте. Бетховенский зал расположен на минус первом этаже. Архитектор Альберт Кавос, который проектировал театр в 1853 году и создавал свою анфиладу и Императорское фойе, о таких глубинах не мечтал. Его задачей было создать роскошные интерьеры и залы с соответствующей мировым стандартам акустикой. Как специалиста по возведению залов для оперных представлений и пригласили его из Италии после очередного пожара в Большом, уничтожившем прежнее строение, построенное по проекту архитектора Бове.
Театр с давних пор был «придворным» и еще одной задачей Кавоса было создание помещений, достойных для проведения торжеств, посвященных коронации Александра II в августе 1856 года. Ходят слухи (произносим шёпотом), что удивительная акустика Круглого зала Императорского фойе вызвана тем, что у императора были проблемы со слухом.
И про пожары в Большом. Пожары - бич деревянной Москвы. Большой трижды возрождался из пепла. Первое здание, открывшее свои двери зрителям в 1780 году и носившее название Петровского театра, по близлежащей улице Петровке, сгорело в 1805 году. На его месте в 1808 году появилось новое здание по проекту Карла Ивановича Росси. Всего четыре года жизни было отпущено строению, пожар 1812 года не пощадил храм искусства. В 1819 году был объявлен конкурс на архитектурный проект и его выиграл профессор Академии художеств Андрей Михайлов. Но его проект показался слишком дорогим, и тогда для разруливания ситуации Московским генерал-губернатором Голицыным приглашается Осип Бове. Ему поставлена задача - исправить проект. И он с ней справляется. Весь нынешний облик Театральной площади связан с его именем.
В 1820 году на Большом появилась скульптурная алебастровая композиция с Аполлоном, управляющем тройкой лошадей. Квадрига из бронзы работы Петра Клодта появилась позже в 1856 году при восстановлении театра Альбертом Кавосом (вы еще не забыли это имя).
Не буду пересказывать историю о фиговом листочке, как части одежды бога-покровителя искусств, а перейду к находящемуся под ним, в смысле под богом, внутри театра плафону с музами. Тут тоже все непросто. Десять изображений. И кажется сходится: Аполлон и девять муз.
*Величаво идет Аполлон впереди хора муз, увенчанный лавровым венком, за ним следуют все девять муз: Каллиопа - муза эпической поэзии, Эвтерпа -муза лирики, Эрато - муза любовных песен, Мельпомена - муза трагедии, Талия - муза комедии, Терпсихора -муза танцев, Клио - муза истории, Урания -муза астрономии и Полигимния - муза священных гимнов.
Но если приглядеться, нет среди муз Полигимнии - музы священных гимнов, но есть безымянная муза живописи. Это не новые веяния, а решение расписывавшего изначально плафон академика Титова, приглашенного самим Кавосом. Внешний вид муз менялся, так по случаю коронации Николая II, их перерисовывали в стиле модерн. Но позже вернулись к исторической «правде», которую едва не похоронили в 1939, затеяв конкурс на переоформление в духе идеологической выдержанности с темой«Апофеоз искусств народов СССР».
Много еще интересного вспоминается из материалов экскурсии. Пересказывать всё, услышанное за полтора часа, - глупая затея. Очень рекомендую сходить и окунуться в атмосферу этого замечательного здания. Это красиво, познавательно и приятно.
Огромное спасибо
музею театра, занимающегося экскурсионной деятельностью, а также сообществу московских блогеров
MOSCULTURA, организовавшему коллективное посещение.