За года правления Москвой сами знаете кем туристы, да и не только они привыкли видеть столицу прилизанной, красивой и попсовой, и полюбили ее такой, а люди из регионов завидуют и проклинают Москву. Но лишь истинные москвичи, знают и любят Москву и такой, которую я покажу сегодня, да, она немного косолапа и неопрятна, но она моя, такая родная и любимая. Давайте пройдемся по неопрятной столице.
Да, вот такие домики встречаются в центре Москвы во дворах, в основном там живут жители из азиатских республик.
А это уже за зданием МУРа, да-да, тоже центр Москвы, Каретный ряд.
Вот так выглядит памятник архитектуры - Доходный дом О. А. Крумбюгеля. Прям напротив посольства Латвии. 24 июля 2017 г. здание включено в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Со 2 апреля 2019 г. - объект культурного наследия регионального значения.
Вот так выглядят дворы на Воротниковском переулке.
Очень страшные балконы в Архангельском переулке, надеюсь они не рухнут.
Заглянем в один из дворов на Кузнецком мосту, тут тоже страшновато местами.
А это дворик на Арбате, прям за знаменитыми домами-книжками. На десерт нечто невообразимое в пешей доступности от мэрии.
Главный дом усадьбы Глебовых-Стрешневых - памятник архитектуры. Чтобы увидеть этот дом, надо свернуть с парадной Большой Дмитровки и пройти во двор. Обозначение застройки этого места можно найти уже в XVI веке, на Петровом чертеже. А в XVII появляется и хозяин - окольничий Родион Матвеевич Стрешнев. От него усадьба на Дмитровке перешла к сыну, а затем внуку. В 1734-м появляется первое достоверное упоминание о палатах, хотя, может быть, дом и старше. Некоторые исследователи полагают, что сводчатые комнаты в южном крыле - принадлежность объёма XVII века.
В 1808 году хозяйкой становится Е. П. Глебова-Стрешнева. При ней разрабатывается план классической композиции усадьбы, но осуществить его не успевают, мешает война. Главный дом, к тому времени уже трёхэтажный, стоит фактически в центре; двухэтажные флигели с арочными проездами, что по Камергерскому, сдаются внаем. В одном из них располагается редкий для частных домов манеж, который снял для себя князь Касаткин-Ростовский. Одно из строений усадьбы под магазин дамских уборов арендует купец Доминик Сихлер, к которому за шляпками ходила сама Наталья Николаевна Гончарова.
По проекту 1811 года предполагалось выстроить флигели с севера, симметричные южным, а парадный въезд перенести из переулка на Дмитровку. Для этого потребовалось дом, стоявший до сих пор к улице задом, «развернуть» (вот и два фасада). Частично замысел реализовали в 20-30-е годы XIX века. Тогда же восстанавливали и сам главный дом, погоревший в 1812-м. Работы затянулись почти на десять лет; двор, чтоб не пустовал, отдали под постойную повинность. В это же хлопотное «ремонтное» время, в 1833-м году, в доме под надзором полиции живёт около года Владимир Алексеевич Мусин-Пушкин.
Как только реконструкция заканчивается, в главном доме селится домовладелица, а усадьбу незамедлительно освобождают от постоя. В 1829-36 гг. квартиру в главном доме снимал помещик Серпуховского уезда Московской губернии, профессиональный карточный игрок В.С. Огонь-Догановский. Предположительно, здесь весной 1830 г. А.С. Пушкин проиграл Догановскому большую сумму денег. Карточный долг Пушкин выплачивал по частям в течение многих лет, последнюю часть выплатили его опекуны уже после гибели поэта на дуэли.
В 1854 году очередным переустройством (для поправки финансов) занимается внук Елизаветы Петровны Фёдор Петрович. Он часть нежилых строений делает жилыми, арочные проезды застраивает, чтобы увеличить площадь; флигели по переулку с той же целью частично надстраивает третьим этажом. Квартиры при нём, в 1840-50-х гг. снимают Михаил Вильгельмович Рихтер - доктор медицины, директор повивального института, акушер, и Алексей Александрович Мартынов, историк, археолог и архитектор, участвовавший в реставрации кремлевских церквей и дворцов.
С 1862 года владельцем становится Иван Павлович Шаблыкин, один из богатейших московских жителей и крупнейших домовладельцев. Новое приобретение он сдает частично доктору медицины Н. В. Брусе (с правом строительства) и частично купцу Герасиму Ивановичу Хлудову, почетному гражданину и коллекционеру картин, преимущественно русской школы. Первый надстраивает один из домов во дворе помещением фотогалереи, второй больше интересен теми, кому он квартиры сдает.
3 февраля 1866 года в дом въехала семья Толстых. Они сочли необходимым снять в бельэтаже отдельную шестикомнатную квартиру на период пребывания в Москве. В дневнике Софья Андреевна напишет: «Вся жизнь шла хорошо, я всё любила в Москве, даже нашу Дмитровку и нашу душную гостино-спальню и кабинет, где Лёва лепил свою красную лошадь и где сидели, бывало, вдвоём вечера». Неподалёку любимая писателем гостиница «Шевалье», переулками можно дойти до гимнастического зала Якова Пуаре. В этой поездке Толстой знакомится с Михаилом Башиловым, родственником Берсов, художником, проиллюстрировавшим грибоедовское «Горе от ума». Сюда же приходит Катков, чтобы уговорить Толстого отдать в «Русский вестник» для публикации следующую часть «1805 года» (войдет в «Войну и мир»). Лев Николаевич соглашается. А 27 февраля читает здесь главы будущего романа «Война и мир» собравшимся почитателям.
В октябре 1867 года в гости к родным наведывается поэт Федор Иванович Тютчев. Семья его дочери снимает здесь квартиру, визит же связан с неудачными родами Анны. Иван Сергеевич Аксаков, муж Анны Федоровны, публицист, общественный деятель, издатель в это время издает славянофильскую газету «Москва», редакция располагается прямо в квартире.
В 1860-70-х гг. здесь жил книгоиздатель и переводчик «Фауста» А.И. Мамонтов; в 1880-90-х гг. - известный зоолог, издатель и редактор журналов «Природа» и «Природа и охота» Л.П. Сабанеев, известный книговед и библиограф, создатель первой в Москве общедоступной детской библиотеки А.Д. Торопов, выдающийся астроном В.К. Цераский, профессор анатомии Я.А. Борзенков, выдающийся русский математик В.Я. Цингер. В конце XIX в. в строениях усадьбы находились шляпные магазины «Au Caprice» и «A la Mondaine».
В 1883 году в доме появилась еще одна редакция - сатирического журнала «Будильник». Это еженедельное издание с двумя тысячами подписчиков, для которого пишут, а следовательно, и бывают здесь И. И. Дмитриев, Ф. М. Решетников, М. М. Степановский, Г. И. Успенский… И Антон Павлович Чехов. Рисунки в журнал под псевдонимами «Ф. Ш.» и «Финь-Шампань» делает молодой Фёдор Осипович Шехтель, тогда еще только помощник архитекторов Каминского и Терского.
Сама усадьба в конце XIX века значительно прирастает. В 70-е годы третий этаж получает северный флигель, в начале 80-х строят одноэтажный каменный торговый павильон для цветочной галереи вдоль красной линии Дмитровки. К 1900 году первые этажи строений по Камергерскому и Дмитровке сплошь заняты магазинами и мастерскими, на вторых - живут их владельцы. Есть здесь и гастрономический магазин Гамбургера, и его же ресторан, и склад вин Бекмана. В главном доме первые этажи занимают квартиры, третий - контора Правления Москворецкого пароходства. Годовой доход со всего владения составляет 36 тысяч рублей.
В бывшем главном доме до сих пор жилые квартиры и, как ни странно, планировка 20-30-х годов XIX века (две анфилады и два центральных парадных зала) сохранилась. Сам дом находится в критическом состоянии - особенно это очевидно при взгляде с обратной стороны.
Здание является ценным объектом культурного наследия регионального значения. Архитектурный облик главного дома Стрешневых искажён многочисленными пристройками. Вот так у нас в стране и в Москве в частности государство охраняет и заботится о своей истории и памяти.